Покинув суровые фьорды…
Владивостокцы традиционно любят органную музыку. И столь же традиционно город нашенский испытывает дефицит высококлассных органистов. Неудивительно, что на Владимира Суздалевича, с сентября текущего года старшего преподавателя кафедры хорового дирижирования Дальневосточной академии искусств, сразу же обратили пристальное внимание антрепренеры краевого центра.
Владивостокцы традиционно любят органную музыку. И столь же традиционно город нашенский испытывает дефицит высококлассных органистов. Неудивительно, что на Владимира Суздалевича, с сентября текущего года старшего преподавателя кафедры хорового дирижирования Дальневосточной академии искусств, сразу же обратили пристальное внимание антрепренеры краевого центра.
Владимир Георгиевич, как он сам говорит, человек с длинным творческим путем. Сначала играл на пианино, затем - на валторне, в 1995 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классу органа. Затем заинтересовался дирижированием, и в аспирантуру академии музыки в норвежском Осло поступал уже по этой специальности…
- Органист, как правило, всегда работает с хором, это европейская традиция, - говорит Владимир Суздалевич, - поэтому две эти мои профессии между собой тесно взаимосвязаны.
С 2001 года Владимир, окончив аспирантуру, жил и работал в Осло - с различными хорами и оркестрами Скандинавии. В их числе хор солистов Норвегии, камерный хор города Осло, симфонический оркестр Норвежской академии музыки, оркестр города Драммана. Были и турне по Норвегии с органными концертами.
- Довольно давно я хотел, - смеется Владимир, отвечая на вопрос, какие же ветры принесли его от фьордов Норвегии к ласковому Японскому морю, - поработать в России, предложили место в Дальневосточной академии искусств, мне это показалось интересным. Приехал во Владивосток заниматься именно дирижированием, но оказался востребован и по второй своей специальности.
Гуляя по краевому центру, Суздалевич заглянул в церковь Петра и Павла (лютеранскую кирху), познакомился с пастором, разговорились…
- Когда пастор узнал, что я работал в том числе и в церквях, то, можно сказать, сосватал меня руководить хором и играть в кирхе на органе, - улыбается Владимир. - Так что сейчас я занимаюсь не только преподавательской, но и активной концертной деятельностью - опять и как органист, и как дирижер. Мы готовим на середину декабря концерт, посвященный Дню поминовения усопших. Это западная традиция, но для России это все еще в диковинку. Будем петь довольно много хоровой современной музыки: Шнитке, Бах, на органе исполню «Мессиану». Все это мало исполнялось во Владивостоке.
Второй концерт состоится в Пушкинском театре - это орган, скрипка и вокал, прозвучат крупные органные произведения Баха, в общем, довольно традиционные.
Еще будем петь рождественскую ораторию в кирхе.
Орган - инструмент непростой, он поражает слушателя именно звуком, мощностью, поэтому у электронного органа своя специфика, но обещаю сделать все, что могу. Уверен, что на концерты придут и мои студенты - интересно же посмотреть, что преподаватель может как исполнитель, насколько он состоятелен как дирижер.
Программы всегда выбираю сам. Сначала придумываю тему концерта, потом под нее подбираю произведения. Ориентируюсь в основном на свой вкус. Считаю, что слушателя надо подтягивать, образовывать.
О своих дальнейших планах Владимир Суздалевич пока говорит мало. Контракт с ДВГАИ пока заключен на год, что будет дальше - одному богу ведомо.
- Постепенно вживаюсь в музыкальную культуру города. Работаю в четырех местах и сам себе удивляюсь, как все получается. Впрочем, высокий темп жизни мобилизует, - разводит он руками. - Владивосток мне понравился сразу, а это немаловажно, первое впечатление, как правило, не обманывает. Главное - чтобы у меня была возможность работы с хором, творческая удовлетворенность. Это важнее всего, чтобы мне нравилось там, где я живу.
Хотелось бы во Владивостоке на базе церковного хора создать профессиональный коллектив высокого уровня.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Нина ПЕТРУХИНА (фото), «Владивосток»