Санкции не спасут
9 октября 2006 года, по мнению большинства авторитетных ученых, войдет в мировую историю как день, когда эпоха во многом противоречивой системы нераспространения ядерного оружия ушла в прошлое. Мировое сообщество было поражено поведением КНДР, испытавшей свой первый ядерный боезаряд.
9 октября 2006 года, по мнению большинства авторитетных ученых, войдет в мировую историю как день, когда эпоха во многом противоречивой системы нераспространения ядерного оружия ушла в прошлое. Мировое сообщество было поражено поведением КНДР, испытавшей свой первый ядерный боезаряд. Вот уже вторую неделю во всем мире это тема номер один. Но российский обыватель и представить себе не может, что испытали днем 9 октября жители Южной Кореи.
Для всех нас вполне обычна ситуация соседства с двумя Кореями, в то время как на самом полуострове официально уже более полувека идет война. Дело в том, что между двумя государствами до сих пор не подписан мирный договор и со дня прекращения военных действий действует перемирие. Что же мешает КНДР нарушить его теперь, когда она обладает таким мощным наступательным оружием?
С этой мыслью, надо полагать, и смотрели 9 октября 2006 года южные корейцы репортажи о проведенных впервые в истории подземных испытаний на территории КНДР.
Меня, жителя Владивостока, новость об испытании северокорейского ядерного оружия обеспокоила в первую очередь с точки зрения радиационной безопасности, и я решил первым делом наведаться в Интернет, тем более что наши информационные выпуски не изобиловали подробной информацией, а Первый канал вообще умудрился неправильно указать даже название провинции, где находится северокорейский ядерный полигон. И каково же было мое удивление, когда в 18.00 9 октября я узнал, что, по мнению специалистов южнокорейского Агентства по безопасности атомной энергии (КАБАЭ), облако радиоактивных частиц (если таковое вообще появилось) должно было двигаться на северо-восток, в сторону реки Туманной, что разделяет российскую и северокорейскую земли, в то время как наши информагентства в один голос твердили о движении возможного облака в восточном направлении, то есть в сторону Японского моря. Далее я представляю вам краткое изложение заглавных новостей в южнокорейской прессе за неделю, прошедшую со дня испытания…
В первые часы после случившегося южнокорейские СМИ задались тем же вопросом, что и я: повлияет ли северокорейское испытание на радиационную обстановку. Цитируя КАБАЭ, СМИ призывали жителей Южной Кореи не паниковать. В официальном заявлении КАБАЭ говорилось, что в КНДР зафиксирован подземный атомный взрыв мощностью около 550 тонн в тротиловом эквиваленте, по словам специалистов агентства, в случае, если вся окружающая территория была заражена радиоактивными веществами, радиоактивные частицы могут достигнуть крупнейшего на Корейском полуострове мегаполиса уже через два-три дня. Такой анализ был сделан из расчета максимальной скорости ветра в районе испытаний - 1 - 3 м/с. Но, как отмечают те же специалисты, даже если произошла утечка радиоактивных веществ, они должны были перемещаться в район реки Туманной, под влиянием юго-западного ветра. Со ссылкой на своих специалистов КАБАЭ также отмечало, что ядерный полигон находится в провинции Северный Хамген, удаленной от Сеула на 440 км.
Не успели южные корейцы опомниться, как уже на следующий день СМИ выпустили репортажи о возможном готовящемся повторном испытании. Мир замер в тревожном ожидании. Все это время ежечасно, словно фронтовые сводки, выходили многочисленные репортажи о дебатах, ведущихся в Совбезе ООН. Не успели США ввести санкции против КНДР, как в четверг, 12 октября, корейские СМИ взорвались новой сенсацией, которая не стала общедоступна российским обывателям. В неофициальной беседе с японским корейцем Ким Мен Чхолем (по его словам) Ким Чен Ир заявил о намерении произвести повторное ядерное испытание. Впрочем, с мыслью о его неотвратимости южнокорейская общественность уже, казалось, свыклась. Поражало другое: Ким Мен Чхоль, выступивший с заявлением на корейских каналах KBS1 и MBS (заявлявший о себе никак иначе, как неофициальный представитель Ким Чен Ира), говорил о намерении КНДР испытать не просто ядерную, а водородную бомбу! При этом в интервью он не скупился на цветистые выражения в духе: «…В случае, если ООН примет международные санкции против КНДР, то Токио и Нью-Йорк превратятся в море огня…».
И вновь специалистам пришлось успокаивать перепуганных обывателей Республики Корея. В южнокорейской прессе разгорелась жаркая дискуссия о возможности или невозможности создания Северной Кореей водородной бомбы. Большинство аналитиков склоняются к мысли о невозможности на данном этапе развития северокорейского ядерного потенциала создания водородной бомбы. Наконец уже 13 октября, в пятницу, в газете «Сеул» вышла статья под заголовком «Северокорейская хвастливая бомба», где заявление Ким Мен Чхоля было прямо названо «напыщенным хвастовством».
Тем не менее мысль о неотвратимости повторного испытания витала в южнокорейском воздухе и материализовалась в ряд статей, посвященных анализу подобных испытаний 1998 года в Индии и Пакистане. Напомню, что обе эти страны, как и КНДР, не обращая внимания на протесты мирового сообщества, произвели ядерные испытания. В обеих странах повторные испытания были проведены через два дня после первичных. Южнокорейские СМИ как бы задавались вопросом: чего же ждет руководство КНДР? Практически все аналитики сходились в мысли, что, возможно, северокорейский режим просто пытается выторговать для себя более выгодные условия для «отказа» от ядерной программы, тем более что заявления Ким Мен Чхоля о том, что повторные испытания будут проведены не как ответ на санкции, а как волевое решение продемонстрировать мощь своей обороноспособности, казались все менее убедительными. К тому же некоторые СМИ пришли к выводу, что причиной мини-взрыва оказался не высокий уровень северокорейской технологии (напомню, что проведение ядерного мини-взрыва является более сложной операцией по сравнению с классическим ядерным испытанием), а как раз наоборот, недостаточный. Также обсуждался вопрос: передадут ли США в ответ на действия КНДР Республике Корея ядерное оружие?
Понедельник, 16 октября, начался с новости о готовящемся новом испытании северокорейского ядерного боезаряда. В своих оценках южнокорейские СМИ опирались на данные, полученные от американских коллег из ABC и NBC. Цитируя эти источники, они сообщали, что на основании того факта, что в близлежащих к северокорейскому ядерному полигону районах замечено передвижение «подозрительной» техники и персонала, можно прийти к выводу о готовящемся втором испытании северокорейского ядерного оружия.
Тем не менее уже на следующий день, 17 октября, агентство Ренхап, ссылаясь на «высокопоставленный источник в Вашингтоне», сообщило, что повторные испытания ядерного оружия хоть и ожидаются, тем не менее заявленная выше активность техники и персонала не свидетельствует об их подготовке. Представитель посольства США в Республике Корея также не подтвердил журналистам Ренхап информации о готовящемся повторном испытании. Тем не менее в том же репортаже приведены слова профессора международной политики из Мичиганского университета, специалиста по северокорейской ядерной проблеме Пэк Вон Гвана, который заявляет, что в условиях введения со стороны Совбеза ООН международных санкций против КНДР повторное испытание ядерного заряда стало неизбежным и является только вопросом времени. Также профессор Пэк заявил, что предполагаемая мощность предстоящих испытаний составит две - четыре килотонны в тротиловом эквиваленте.
В тот же день США официально подтвердили факт проведения ядерных испытаний КНДР на основе проб воздуха, взятых над районом испытания еще 11 октября.
Таким образом, южнокорейское общество в данный момент находится в томительном ожидании нового, повторного испытания ядерного оружия КНДР. Все верят в его неизбежность, равно как и в то, что все резолюции и санкции Совбеза ООН никак не повлияли на решение северокорейского руководства о развитии «орудия возмездия».
-------------------------------------------------------
Заявление представителя МИД КНДР
14 октября США принудили Совбез ООН принять очередную жестокую «резолюцию» по введению санкций и блокады против КНДР, необоснованно объявив самозащитное ядерное испытание КНДР «угрозой» международному миру и безопасности.
Успешное ядерное испытание КНДР, являясь ответной мерой по активной обороне суверенитета страны и безопасности народа от нарастающих угроз ядерных войн и политики давления и санкций со стороны США, относится к демонстрации самостоятельных и законных прав суверенного государства.
Поскольку США, мотивируясь ядерной проблемой, серьезно посягнули на высшую безопасность нашего государства и коренные интересы нашей нации, КНДР вынуждена была выйти из ДНЯО в законном порядке по соответствующей статье этого договора и создала ядерное оружие через самые справедливые и прозрачные процессы.
Испытание, свидетельствующее об обладании ядерным оружием, КНДР также провела в законном порядке, официально и предварительно объявив об этом, что превосходит международные обычаи.
КНДР провела ядерное испытание в условиях полностью гарантированной безопасности и четко заявила, что она, как ответственное ядерное государство, никогда не будет первой применять ядерного оружия и не будет допускать его передачи.
Кроме того, было четко заявлено о том, что КНДР приложит все усилия к продвижению ядерного разоружения и окончательной ликвидации ядерного оружия во всем мире и неизменно будет отстаивать принципы осуществления денуклеаризации Корейского полуострова путем диалога и переговоров.
Тем не менее США, которые являются главным зачинщиком, подтолкнувшим КНДР к ядерному испытанию, теперь, наподобие известной поговорке: «Вор кричит - держи вора!», упаковали свои грехи в платок и отодвинули подальше и агитируют, якобы КНДР «угрожала» международному миру и безопасности. Что полностью противоречит здравому смыслу и недопустимо ни в коем случае.
Ядерное испытание КНДР, которое продемонстрировало мощную силу сдерживания по противодействию ядерным угрозам и шантажу и проискам по развязыванию новых войн со стороны США, напротив, заслуживает похвалы, так как внесло весомый вклад в защиту мира и стабильности не только на Корейском полуострове, но и в Северо-Восточной Азии.
Не иначе как безнравственным, полностью лишенным справедливости поступком не назовешь то, что, закрыв глаза на враждебную политику США в отношении КНДР - этот источник ядерной проблемы на Корейском полуострове, считают преступлением демонстрацию наших суверенных прав, направленную на защиту суверенитета страны, и ратуют за денуклеаризацию Корейского полуострова.
Нынешняя «резолюция» Совбеза ООН, вне всякого сомнения, прошла по сценарию США, которые бешенствуют в попытках развалить социалистическую систему корейского образца, в центре которой стоят народные массы. И ее нельзя не расценить как объявление войны против КНДР.
КНДР решительно осуждает и полностью отвергает «резолюцию» Совбеза ООН как продукт враждебной политики США против КНДР.
Совбез ООН, приняв нынешнюю «резолюцию», не может уйти от ответственности перед историей за покровительство и попустительство США, которые, распяв устав ООН, краеугольным камнем которого являются принципы равенства государств и самоопределения, навязали Корее раскол - очаг всех бедствий корейской нации - и систематически прибегали к неприкрытым проискам «свержения режима» в КНДР.
Нынешнее развитие событий вновь четко доказывает, что выбор нашего народа - решение овладеть ядерным оружием - было в сто и тысячу крат правильным.
США не следовало бы заблуждаться в отношении КНДР. Если Буш и компания, забыв урок от позорных поражений всех предыдущих администраций, зафиксированных в летописи отношений с КНДР, все еще полагают, что смогут поставить нас на колени санкциями и давлением, враждебной политикой, обреченной на крах, то нет ничего более смехотворнее и глупее, чем такая мечта.
Не может быть и речи о том, что КНДР, которая в прошлом и без ядерного оружия не дрогнула перед всякими бурями, станет на колени перед чьими-то давлением и угрозами сегодня, когда она стала полноправным ядерным государством.
Мы желаем мира, но никак не боимся войны. Мы желаем диалога, но всегда готовы и к противостоянию.
КНДР, как уже было заявлено, будет со всей ответственностью осуществлять денуклеаризацию Корейского полуострова, но если кто-либо пытается посягнуть хоть на каплю суверенитета и права на существование КНДР, то немедленно нанесет беспощадный удар.
КНДР будет следить за последующими шагами США и по их мере предпринимать соответствующие меры.
17 октября 2006 года, Пхеньян
Автор: Вадим АКУЛЕНКО, ассистент кафедры истории, экономики и культуры Кореи Высшего колледжа корееведения ДВГУ