«Вечные машины» уходят в прошлое
«Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно…». Похоже, этим знаменитым изречением Остапа Бендера с некоторых пор руководствуются японские автопроизводители...
«Вчера на улице ко мне подошла старуха и предложила купить вечную иглу для примуса. Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно…». Похоже, этим знаменитым изречением Остапа Бендера с некоторых пор руководствуются японские автопроизводители. В среде автомобилистов Приморья вот уже несколько лет зреет убеждение, что каждое новое поколение шедевров автопрома Страны восходящего солнца «дохлее» предыдущего, а моторесурс – заметно меньше. Парадоксально, но неприхотливые, надежные и абсолютно ремонтопригодные японские «танки» безвозвратно уходят в прошлое…
Во-первых, на подобные шаги автопроизводителей толкают соображения маркетинга. Обеспеченным японцам не нужны вечные автомобили. Система японского техосмотра устроена таким «драконовским» образом, что содержать возрастные автомобили становится дороже и дороже. К тому же технический прогресс приводит к регулярному появлению у автомобилей все новых «наворотов». Каждые несколько лет любая конкретная модель получает новый облик, кузов или двигатель. И естественно, покупатель меняет «коня», не использовав ресурс его надежности и наполовину: потребителю хочется не отставать от моды. Естественно, в такой ситуации производителям просто нет смысла продолжать выпуск знаменитых движков-«миллионников» и невероятно стойких к коррозии кузовов. Передвижение на старых машинах превращается в «культурный проект» для немногочисленных фанатов ретромобилей, готовых восстанавливать раритеты буквально из хлама. Основной же потребитель делает выбор в пользу прогресса.
С соображениями маркетингового характера тесно связаны и вопросы себестоимости: чем меньше металла пошло на блок цилиндров, тем дешевле автомобиль обошелся производителю. Вряд ли для японцев актуальны технологии капитального ремонта с расточкой двигателя, что привело к появлению так называемых одноразовых моторов, которые просто некуда растачивать. Заодно решается проблема уменьшения массы автомобиля.
Другой фактор, прямо влияющий на ресурс новых машин, связан с последними тенденциями в мировом автомобилестроении. В большинстве своем новые модели снабжены множеством электронных систем, а всякое усложнение конструкции ведет к снижению надежности. К тому же эти новейшие электронные «приблуды» на коленке, как говорится, уже не отремонтируешь. Например, все больше становится бензиновых двигателей с непосредственным впрыском (D4 или GDI), которые гораздо требовательнее к качеству горючего, нежели их предшественники. Простые механические и автоматические коробки передач сменяются вариаторами, топливные насосы становятся электронными, системы ABS, TRC и SRS уже не считаются чем-то исключительным, и все это требует сервиса нового уровня. Но если японцы в массе своей пользуются гарантийным обслуживанием, то приморцам по-прежнему приходится ремонтироваться в различных гаражах, немногие из которых могут похвастаться по-настоящему адекватным уровнем мастерства. К примеру, в Приморье традиционно считается, что «Тойота» надежнее «Мицубиси». Не в последнюю очередь это мнение было вызвано использованием на автомобилях последней марки различных новейших электронных систем. Но сегодня они применяются практически на всех авто…
Помимо этого существуют требования так называемой пассивной безопасности, которые постоянно ужесточаются. Задача современного автомобиля при столкновении – максимально погасить энергию внешнего удара за счет деформации элементов кузова. Другими словами, машины становятся все «мягче» и их лонжероны гораздо охотнее сгибаются при ударе, после чего ремонтникам приходится с большим трудом восстанавливать «ушедшую» геометрию кузова. Это в меньшей степени относится к рамным машинам, однако и их становится все меньше: некогда бескомпромиссные покорители бездорожья все больше напоминают «паркетники». Это относится, например, к «Сузуки-Эскудо», последнее поколение которого сделано уже не на былой раме, к «Лендкрузеру» сотой модели, в котором передний неразрезной мост заменен на «асфальтовые» привода, к легендарному «Крауну» и множеству других моделей самого разного профиля. Приморцам, которым в отличие от японцев по определению приходится ездить на подержанных машинах и в более тяжелых условиях, подчас хочется остановить технический прогресс: они ищут на «Зеленом углу» те машины, которые, словно последние из могикан, оснащены еще старыми проверенными силовыми агрегатами. Если «Виста», то с обычным мотором 3S, если «Королла», то с 5А, а не с новомодным NZ… Пластиковые «обвесы» кузова, по идее повышающие рыночную стоимость машины, тоже нравятся далеко не всем из-за того, что уменьшают дорожный просвет – на наших трассах не последний фактор. Даже визуально автомобили последних лет выпуска смотрятся как-то чересчур пластмассово по сравнению с былыми неубиваемыми «тачилами», выдерживавшими любые издевательства российских хозяев вплоть до жигулевского масла (вспомните какой-нибудь «марк-черностой»).
Стоит сделать оговорку: в строгом смысле слова надежность автомобилей постоянно растет. То есть в штатных условиях эксплуатации каждый новый автомобиль ломается все реже. Но в наших условиях жизнеспособность этих машин, приобретаемых обычно уже с пробегом 50 - 150 тысяч километров, отнюдь не бесконечна. О гарантийном ремонте у нас никто не слышал, о хороших дорогах и нормальном топливе – тоже. С этой точки зрения, золотой век японского автопрома закончился где-то в середине 1990-х.
С другой стороны, не так страшен черт: были времена, когда в Приморье боялись автоматических коробок передач, не знали, как их эксплуатировать и ремонтировать. Сегодня этот вопрос уже снят с повестки дня: любой автомат могут подшаманить, а еще проще – заменить контрактным, массовый потребитель голосует рублем за АКПП. Та же история с системами электронного впрыска топлива (EFI). Сервис, пусть он во Владивостоке довольно дикорастущий, все-таки худо-бедно эволюционирует. Вот уже и двигатели GDI не вызывают былого ступора в ремонтных мастерских, и с различными электронными системами находится общий язык, и даже к гибридным «Приусам» вроде бы начали привыкать. Но этого, к сожалению, мало. Нужны качественный бензин и качественные дороги, без которых новейшая японская техника окажется недолговечной. Однако надежды на улучшение в этих сферах, к сожалению, пока нет.
Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»