Про бурные реки, фоксика и медовый месяц
“В” уже рассказывал, чем закончилась экспедиция Бывалого, Рыбака, Ворчуна и Моряка, которые поехали на реку Арму в поисках водопадов, изображенных на этикетке одноименного с рекой напитка. Если кто не помнит, водопадов на Арму обнаружить не удалось. Они, конечно, есть, но на другой речке, которая впадает в Арму.
Экспедиция “В” по реке СамаргаВ нынешнюю осень вопрос об экспедиции возник опять. Цель определилась сразу - самая северная река Приморья Самарга. Но идея экспедиции никак не могла выкристаллизоваться. После долгого спора решили взять за основу русскую пословицу “Чем дальше в лес, тем больше дров”. Но дрова членов экспедиции не интересовали, потому пословицу несколько переделали. Бывалый кинул лозунг: “Чем дальше в лес, тем больше рыбы” и предложил его проверить. Хотя у некоторых членов экспедиции и были некоторые сомнения, связанные в основном с осенними заморозками, идея Бывалого показалась достаточно привлекательной и вполне достойной, чтобы ее обкатать на практике.
Было только одно “но”. Прежний состав экспедиции собрать не удалось. Ворчун занялся спасением крупной судоходной компании от банкротства и, естественно, оторваться от столь важного дела не смог. У Моряка проблемы были не столь глобальны, но еще более уважительны. После девяти месяцев в морях он умудрился заработать на покупку квартиры, в ремонте которой и увяз по уши.
Возникла, правда, на горизонте колоритная фигура Усатого. Но в последний момент эта личность, взращенная на сугубо городском асфальте, предпочла справить свое сорокалетие не на чистом воздухе, а в более привычных ресторациях.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Взамен выбывших к Бывалому и Рыбаку присоединились вполне достойные люди - Тимоша и Молчун.
А по обочинам... медведи любопытные стоят
Дорога - вещь поразительная. Она отрывает от набившей оскомину повседневности и пробуждает такое забытое чувство, как удивление. А удивляться, поверьте, было чему. Заправляя автобус соляркой по шесть руб. за литр во Владивостоке, члены экспедиции воспринимали это как должное. Что уж тут поделаешь - по всей стране топливный кризис. Но по мере удаления от краевого центра цены на дизтопливо, к большому нашему удивлению, поползли вниз. Сначала 5.70, потом 5.50. А в Арсеньеве и того хлеще - 5 рублей за литр. Долго обсуждали этот парадокс, пока Тимоша не предложил всех устраивающую версию: в отличие от владивостокских топливных королей арсеньевские провинциалы нашли нефтяные источники и построили маленький свечной, тьфу, нефтеперерабатывающий заводик, который и залил все приморские севера относительно дешевым топливом. Правда, Молчун внес в эту стройную теорию некоторый дисбаланс, пробурчав что-то о совести и зажратости отдельных владивостокских владельцев бензоколонок. Но его мнение все дружно отторгнули как абсолютно неконструктивное и предложили больше любоваться меняющимся за окном автобуса таежным пейзажем, а не лезть в экономические дебри. Молчун, обиженно замолчав, приступил к созерцанию. И вскоре был вознагражден. Недалеко от Тернея из кустов вышли две абсолютно экзотические личности, наряженные в яркие дутые куртки. Они держали на вытянутых руках какое-то хитрое приспособление, состоящее из переплетенных рамок и проволочек. Рыбак предположил, что это американцы, занимающиеся изучением жизни тигров, которые бегают в радиоошейниках по всему Лазовскому заповеднику. Дальше развить эту мысль ему не дало неожиданное появление на обочине дороги здоровенного медведя, который также с интересом наблюдал за деятельностью этих странных людей. Выяснить, какой интерес был у медведя: гастрономический или чисто научный, не удалось, ибо при виде летящего по дороге автобуса мишка предпочел скрыться в кустах. Члены экспедиции тоже не стали разбираться, так как Рыбак, вместо того чтобы остановиться и обстоятельно изучить сие млекопитающее, изо всех сил нажал на акселератор. На что Бывалый совсем не к месту спросил: “К вертолету спешим?”
Отсутствие бензина не чинится
С вертолетом, кстати, никаких проблем не было. Компания “Владивосток Авиа” поддерживает воздушный мост с северными селами строго по расписанию. Так что через два с половиной часа тряского перелета наша живописная группа стала выкидывать свое снаряжение на аэродром села Агзу. Куча вещей, нужно сказать, получилась весьма внушительная. А так как до реки Самарга от взлетной полосы было километра три, встала весьма актуальная проблема: как все это добро туда доставить. Проблему решил Молчун. После недолгих переговоров с водителем грузовика, стоящего у избушки аэропорта, он сообщил:
- Нас подвезут, - затем помолчал и добавил, - за бутылку водки.
Цена всех устроила, ибо на тот момент этого напитка было еще много, и рюкзаки с мешками переместились в кузов грузовика. Но радовались мы недолго. После 15 минут езды машина встала. Водитель вышел, достал внушительную “кочергу” и стал активно ее крутить. Автомобиль фырчал, но заводиться отказывался. Тогда шофер пошел по другому пути - он залез в кузов, где почему-то находился бензобак в виде бачка с моторной лодки, и стал его наклонять. В бачке ничего не булькало, и потому машина не заводилась. Но шофер все равно упорствовал. Бывалый смотрел-смотрел на эти манипуляции, а затем буркнул, что отсутствие бензина никак не чинится, и предложил искать другой транспорт.
После недолгих поисков транспорт нашли. За ту же бутылку все наше барахло в несколько рейсов на “Урале” с коляской доставили к протоке, которая непосредственно вливалась в вожделенную Самаргу. А дальше - дело техники. Быстро накачали десятиместный спасательный плот, покидали туда манатки - и с богом!
Рыбий рай
Самарга - река серьезная. В большую воду рев от нее разносится на многие километры. Бурная вода выворачивает вековые кедры, подмывает берега и, кружа водоворотами, несется к Татарскому проливу. Огромные валежины, застрявшие на косах, да нагроможденные по течению завалы заставляли зябко поеживаться. Оказаться в таких разбоях - хорошего мало! Но нам повезло. Лето в этом году было на редкость сухое, и обмелевшая река поубавила свой норов: быстрые мелкие перекаты чередовались с тихой водой глубоких омутов. Так что идти на плоту было совсем не обременительно и даже очень приятно.
Рыбак, увидев воду, позабыл обо всем. Он тут же, прямо с плывущего плота, запустил блесну. Рыба схватила сразу - мальма, или, как называют ее местные, форель. Только вот незадача - она была чуть крупнее самой блесны. Но факт оставался фактом - первый улов есть. Его тут же торжественно спрыснули, а Рыбак вновь схватился за спиннинг. И вновь удача - вполне солидный ленок забился на дне плота. Тут уж и весь остальной народ не выдержал и потребовал немедленной остановки. На первой же удобной косе разбили лагерь. Бывалый с Тимошей, переборов рыбацкую лихорадку, взялись готовить чай и к нему что-то, а Рыбак с Молчуном, схватив удочки, рванули к реке. Пока Рыбак безрезультатно кидал блесну в бурный перекат, Молчун на “мушку” за поваленным в воду кедром взял килограммового хариуса, затем такого же ленка, затем... В общем, Рыбак со своей блесной пристроился рядом. Тут же последовала мощная поклевка, и красавец хариус забился на леске. Затем - борьба с хорошим ленком. И пошло, и поехало. Уха в целом получилась отменного качества и исчезла из котелка с потрясающей быстротой.
День сплава плавно перетекал в следующий, следующий в последующий, а рыба, к нашему удивлению, ловиться не переставала. Походный стол украшали и хариусы, и ленки, и таймени, и гольцы, и кунджа с мальмой... В общем, все участники сплава пришли к выводу, что действительно права народная мудрость насчет того, что чем дальше - тем больше...
Нет на Самарге того человеческого пресса, что ощущается в более обжитых районах, потому и кишат еще жизнью светлые струи таежной реки, а ее берега расписаны всевозможными следами лесных обитателей. Но все это изобилие очень хрупкое. Не зря удэгейцы опасаются иностранных лесозаготовительных корпораций, которые пытаются пилой и топором “освоить” окрестную тайгу. В планах лесопромышленников - пробить сквозь непроходимую трущобу лесовозную дорогу Сукпай - Нельма. А где дорога - там и разный лихой люд с ружьями, сетями да капканами. Да и сами удэгейцы нынче уже не те пошли. Например, охотник из Агзу с гордостью поведал нам, что забил он с напарником за сезон 200 кабарог и заработал на них хорошую сумму денег. И хотя понимает, что в следующем году может оказаться с носом, важнее для него сегодняшний день. А о будущем сейчас предпочитает не думать - что будет, то и будет.
Печальная философия. Но надо признать, что именно она и преобладает в настроениях жителей северных поселков.
Самаргинские страшилки
О том, что по реке сплавляются четыре чудика, уже на следующий день знало все население бассейна. Нас находили на стоянках дружелюбные люди на моторках и надолго останавливались рядом, чтобы и языком потрепать, и пожаловаться на жизнь, и хлеба городского попросить... Заодно и свои истории поведать.
История первая. Год назад надумали провести медовый месяц на Самарге молодожены откуда-то с запада. На реку они заехали со стороны Хабаровского края, в самые верховья. Надули модный катамаран, загрузились и пошли. А надо сказать, что верховья Самарги все в завалах, и течение там отнюдь не спокойное. Так что этот катамаран сразу же попал под залом. Все вещи, естественно, утонули, спички размокли, но мокрые сплавщики все-таки умудрились выбраться на берег. Выбраться-то они выбрались, а дальше что? Как к людям добраться? Вокруг глухая тайга. Хорошо, что нашли брошенное зимовье. Вот парень и решил, что он оставит там свою молодую жену, а сам попытается добраться до ближайшего селения - Агзу. Он еще не знал, что до него километров пятьдесят. По берегу идти невозможно - сплошной бурелом. Поэтому он нашел подходящее бревно, ухватился за него, благо, что был в мокром гидрокостюме, и вверил себя течению. Как плыл и что при этом чувствовал, знает только он. Но Агзу сплавщик проскочил. Выловили его только в Унтах. Это еще километров 40 ниже по течению от Агзу. Пока искали лодку да добирались вверх по течению, прошла неделя. Молодую женщину нашли в зимовье полностью обессиленной, она даже плакать не могла. Еле ее отпоили чаем с лимонником да брусничным листом. Всю эту неделю сидела она в избушке, не смея ступить за порог. Тайга с ее шорохами да звериным воем порождала в городской жительнице такой ужас, что ноги отказывали пойти ту же ягоду собирать. Она уже не верила, что кто-либо ее может найти, и приготовилась к неизбежному. Слава богу, в этой истории наступил хеппи-энд. Но больше эту пару на Самарге не видели. И, очевидно, уже никогда не увидят.
История вторая. Тигр зашел зимой на участок к охотнику. Выловил и пожрал всех собак. Остался в живых один фоксик. Сидели человек со своим песиком в зимовье, тигра пережидали. Не переждали. Охотник пошел снимать капканы, а собачку пожалел, оставил в избушке. Концовка трагическая - тигр человека выследил и съел, а собачка умерла от голода в запертом зимовье. Только по весне все это обнаружили. Но людоеда наказать не удалось - он ушел из этих мест.
История третья. В нижнем течении Самарги раскинулся одноименный поселок. От него до Тернея - 500 с гаком километров, а до Советской Гавани всего 300. Вот один из местных жителей и отправился в Совгавань покупать моторку. Купил там “казанку” и “вихорек” к ней. Обмыл, естественно, посудину и, очевидно, воодушевленный сорока градусами, решил перегнать плавсредство домой морем. Через две недели он пришел пешком в Самаргу. Оборванный, без лодки и без нового мотора. На середине пути Татарский пролив показал свой бурный норов и захлестнул волной хлипкую “казанку”. Хорошо, что хоть до берега в ледяной воде умудрился добраться.
И закончили поход...
Через неделю без особых приключений Бывалый, Рыбак, Тимоша и Молчун достигли конечного пункта своего путешествия - поселка Самарга. Тут уже пришлось чуть-чуть поработать бурлаками - тащить плот по протоке до жилья против течения. Немного обленившаяся команда спасательного средства справилась со столь сложной задачей вполне достойно. И в сумерках плот был уже вытащен на берег в поселке.
Да пусть простят нас жители Самарги, но впечатления от их поселения очень печальные. Как будто попадаешь в прошлое столетие. Картина абсолютно сюрреалистична. Конец XX века, а тут старые покосившиеся дома, два огонька мерцают в ночи и абсолютная тишина - даже собака не сбрехнет.
Наутро разговорились с подошедшими местными. Работы в поселке нет абсолютно. Каждый выживает так, как выживает. Но схема достаточно универсальна. Зимой в тайге на охоте, летом и осенью - заготовка рыбы. Потом все за бесценок сдается перекупщикам. А те снабжают жителей Самарги за бешеные деньги необходимыми продуктами: мукой, сахаром, крупами. Процветает меновая торговля, столь популярная в период освоения Дальнего Востока. Только сейчас ей придумали более современное название - бартер! За литр 76-го бензина здесь просят 12 рублей, и приходится платить. Если не деньгами, то мехами.
Хлеб все пекут сами, ибо пекарня уже давно не функционирует. Вопрос о выборах вызывает всеобщее обозление, мол, сначала работу дайте, а потом мы уже голосовать пойдем.
А перспективы?..
- А в перспективе, - отрубил начальник участка Тернейского муниципального предприятия электросетей Владимир Александров, - полное обесточивание поселка. У нас дизеля фактически жрут около одного литра дизтоплива на производство киловатт-часа. А энергоаудитор “Турбо-Сервис” посчитал, что это перерасход, и предложил свои научно обоснованные нормы - 337 граммов солярки на один киловатт-час. У нас и сейчас режимная подача электроэнергии. Свет включаем утром с 7 до 9 часов, в обед с 12 до 14 и вечером с 17 до 24. С такими нормами расхода топлива его можно не включать и вовсе. А ведь в поселке живут 200 человек, есть школа, садик, фельдшерский пункт. Назад идем, в каменный век?
Что тут добавить? Может, и прав начальник электроучастка, а может, и взаправду перерасход топлива допустил. Но тем не менее впечатления от торжественной красоты дикой природы сильно отравляют встречи с человеческим сообществом окраинных земель Приморья.
Тем не менее и Бывалый, и Рыбак, и Тимоша с Молчуном планируют в следующем году вновь вернуться на прекрасную реку Самарга и отследить вектор развития этой северной “цивилизации”.