Учиться будем постоянно

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В эти дни мы празднуем 100-летие Восточного института - вуза, рождение которого положило начало всему высшему образованию на Дальнем Востоке. Значение тех событий столетней давности нельзя переоценить: далекий наш край вступил в жизнь, принципиально иную по качеству. Здесь появились свои научные школы, интеллектуальная жизнь забила ключом...

Могучее древо образования разрослось. Мы любим свою alma mater. Мы помним ее историю, ценим все, что она дала нам. Соки этого древа живительны для всех нас, выпускников разных лет.

По большому счету это праздник всех студентов, преподавателей и выпускников многих вузов города. С праздником, друзья!

В новом учебном году 17 тысяч студентов приступили к занятиям в ДВГУ. В сентябре 1999-го ДВГУ прошел аккредитацию и по большинству показателей вошел в число шести лучших вузов России.

ДВГУ громко заявил о себе и на международном уровне. Преподаватели и студенты Дальневосточного государственного университета сотрудничают с учебными заведениями Японии, Америки, Китая, Австралии, Новой Зеландии, Тайваня, Республики Корея, Вьетнама, Индии. Единственный из российских университетов ДВГУ открыл свой филиал в японском городе Хакодате. Во Владивостоке, в свою очередь, при ДВГУ был создан Японский центр. А высший колледж корееведения Дальневосточного государственного университета, построенный на инвестиции корейских бизнесменов, был признан специалистами соседней страны как лучшее в мире учебное заведение за пределами Южной Кореи.

Это славное настоящее ДВГУ, а о будущем мы говорили с ректором ДВГУ, заслуженным работником высшей школы, профессором Владимиром Куриловым.

- Владимир Иванович, какими вы видите преподавателей и студентов XXI века?

- Преподаватель должен быть для студента не столько ментором, который просто устно передает накопленные знания, сколько поводырем, который будет вести за собой, подсказывать базы данных, литературу, а постигать их студенты будут сами. Кроме того, преподаватели и студенты должны быть разносторонне развиты. Узкая специализация обедняет, дает меньше возможностей для маневра.

Если раньше полученных знаний хватало на 25 лет вперед, то теперь они быстро обновляются. Каждые 20 лет знания нашей цивилизации удваиваются, значит, мы должны быть способны постоянно учиться. Это относится к студентам и преподавателям.

- Скажите, есть шанс у ваших студентов в будущем веке заговорить на нескольких языках, при этом не забыв русский?

- Начну с последней части вопроса. Действительно, развитие и сохранение русского языка является чрезвычайно актуальной проблемой. Во многих странах мира существуют комитеты, которые занимаются охраной языка, в Великобритании его возглавляет королева, во Франции - президент, наверное, нужен подобный комитет и России. Молодежь сегодня знает свой родной язык не очень хорошо, впрочем, как и многие люди, считающие себя образованными, даже преподаватели. Язык - это концентрированное выражение культуры народа, так что, если мы хотим сохранить себя, свою культуру, нужно беречь язык. У нас в ДВГУ существует центр русской культуры, факультет русской филологии. Специалистов, подобных преподавателям этого факультета, можно пересчитать в России по пальцам.

Что же касается знания нескольких языков, то, думаю, в XXI веке это будет вполне реально. В свое время, учась на юридическом факультете, я самостоятельно занимался английским, испанским, французским, польским, пробовал учить датский. Мне тогда запретили совмещать учебу на юридическом с обучением на английской филологии, а первый раз за границу я попал в 42 года. Теперь ситуация в корне изменилась. Например, у студентов юридического факультета помимо обязательного английского есть возможность факультативно заниматься восточными языками. Сейчас мы работаем над тем, чтобы предоставить студентам естественно-научных факультетов такую же возможность.

- Скажите, нам нужно готовиться к тому, что образование будущего обязательно будет платным?

- В документах ООН бесплатное образование провозглашается благом, его мы когда-то имели, но не всегда ценили должным образом. Хотя наша культура, фундаментальная наука и образование как раз были созданы на базе бесплатного образования. Поступление в вузы по конкурсу в целом прогрессивно, но сегодня весь мир отходит от бесплатного образования. Хорошо это или плохо? Если уровень платы соответствует доходам населения, то хорошо. Так как плата повышает ответственность за то образование, которое ты получаешь. Страшно, если плата станет непосильным бременем для родителей. Величайшее зло - оттолкнуть ребенка от образования. Станет плата посильной или нет - это зависит от того, какова будет политическая и экономическая система нашего общества. Но можно сказать определенно: если мы закроем образовательные перспективы для молодых людей, то у нашего общества будущего не будет.