Не будем выживать

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Отсутствие информации или неполнота таковой - всегда благоприятнейшая почва для распространения слухов. Так произошло и на сей раз: “Камерный закрывают...”, “Анисимова ушли...”, “Он уезжает в Америку...” - неравнодушная к театру публика гудела как потревоженный улей.

Никто с точностью не знал, что происходит на самом деле. На закрытии сезона в Камерном театре драмы 12 июля Леонид Иванович объявил труппе о своем намерении оставить руководство театром. А дальше - сезон отпусков... и полная неизвестность. Как следствие - масса предположений относительно дальнейшего существования театра. Тем более что Леонид Иванович вовсе не уехал, а даже предложил некоторым своим актерам принять участие в двух спектаклях, которые он поставил летом, “Дядя Ваня” и “Долгий день уходит в ночь”. Значит, все-таки увольняется, но забирает “своих”? “В” намеренно не комментировал ситуацию. До тех пор, пока не стало известно, что художественным руководителем в театре будет Виктор Галкин, до сих пор исполнявший обязанности заместителя начальника управления культуры администрации края.

8 октября, несмотря на раннее, по актерским меркам, утро (9 часов), в Камерном собралась вся труппа. Собрание было посвящено новому назначению и рассеяло все домыслы. Виктор Галкин в присутствии начальника управления культуры края Виталия Хрипченко во всеуслышание объявил: театр и труппа будут работать, репертуарный план в ближайшее время останется прежним, будут решаться технические вопросы, должность главного режиссера пока вакантна - предстоит поиск. Потом все желающие задали вопросы и получили на них ответы. Интересно то, что на лицах участников собрания ни уныния, ни агрессии по поводу смены руководства я не заметила. Почти обычное собрание в преддверии открытия сезона. Вот в принципе и все.

Официально Виктор Галкин приступит к исполнению обязанностей художественного руководителя 18 октября, и тогда, как говорится, будем смотреть фактам в лицо. А пока есть возможность порассуждать о месте Камерного в театральной палитре города. Кстати, название его скорее всего изменится, правда, еще неизвестно, как назовут его конкретно. И ТЮЗ, и Театр Ленинского комсомола - это уже позади. На повестке дня театр, в котором классика и современная драматургия органично сочетались бы, будучи интересными и совсем юным, и поколению постарше. Горожане еще помнят период, когда старенький зал театра не мог вместить всех желающих. Кружился диск сцены в “Ювенильном море”, будоражила умы “Команда”. Очень тепло вспоминают анисимовские “Чайку”, “В горах мое сердце”, “На дне”. Их сочли настоящими режиссерскими находками.

Но постепенно ситуация изменилась, премьеры в Камерном перестали быть событием городского масштаба. Исследовать причины - не наша задача. Сегодня важно другое.

- Мы не собираемся выживать, - говорит Виктор Дукавович. - Мы будем жить и работать.

Как? Естественно, изменится репертуарная политика. Останутся Чехов, Горький, но в планах - и Вампилов, и Арбузов. Обязательно будут новые постановки, рассчитанные на детскую аудиторию. Например, такие, как последняя работа Галины Копыловой “Чем люди живы” по рассказу Л. Толстого, светлая и мудрая. К слову, творческий костяк театра - разговор особый. На него вся надежда. Пока идет поиск главного режиссера, а для этого новый художественный руководитель собирается поучаствовать в Международной театральной ярмарке в Москве “Театр-информ-99”, актерские постановки очень актуальны. Тем более что это яркий показатель неравнодушия самих актеров к будущему театра. Но одного желания ставить мало. Чтобы в итоге не получился “полуфабрикат”, нужно серьезное техническое обеспечение. На сегодня в Камерном стабильно работает только пошивочный цех. Все остальные службы в печальном состоянии. Нет художника, нет завлита, пуст монтировочный цех... Проще назвать того, кто остался. И тому есть объективные причины. Театр - государственное учреждение, питающееся от бюджета. Поднять ставку работника постановочной части, которая едва превышает 300 рублей, не в силах ни один руководитель, даже самый гениальный. Но он может продумать гибкую систему оплаты - сдача в аренду зала, выездные спектакли, словом, способы есть. Главное - работать. К счастью, это желание присутствует. Сегодня разрабатывается коллективный договор, от которого зависит жизнь театра в целом, пересматривается штатное расписание. Это что касается административной части. А творческая... Пожалуй, лучшей иллюстрацией служат слова Галины Копыловой:

- Закончился долгий период, когда театром руководил Леонид Анисимов. Были поиски, яркие творческие удачи. За это огромное спасибо. Но сегодня Леонид Иванович выбрал свой путь - путь эксперимента. Пример тому - последняя постановка Марка Дженгинса, американского режиссера, приглашенного Анисимовым, пьесы О` Нила “Долгий день уходит в ночь” (премьера состоялась на сцене Камерного театра драмы 29 сентября). Интересная пьеса, в которой он предложил участвовать мне и Александру Волосянко. Одна из причин нашего отказа - в пьесе, на мой взгляд, нет надежды. Мне кажется, мы не можем сегодня давать такую пьесу в России. Может быть, в Америке - да, там все намного благополучнее, но не в России. Мы полны энергии, творческих замыслов, желания работать. Главное для нас сейчас - надежда...