“Мама-Хама” - так по-доброму зовут ее студенты

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

...Переступая порог аудитории, хотя за спиной более 30 лет преподавательской работы, Анна Александровна и в этом году волновалась как всегда в такой день. Смолк гул голосов, установилась тишина, в которой двести первокурсников напряженно вглядывались в лицо преподавателя: так вот она какая, профессор Хаматова. “Строга, требовательна, добрейшей души человек, сурова, “железная леди”, редкостный специалист”. И она внимательно обводила взглядом аудиторию - “Здравствуй, племя молодое, незнакомое”.

Анна Александровна приехала поступать во Владивосток в 63-м году, прослышав, что в ДВГУ возобновилась подготовка востоковедов-переводчиков. Она страстно мечтала быть переводчиком. Популярностью пользовался японский, ей же грезился китайский. Может, что куколка нашептала, подаренная китайской делегацией. Тогда она в Хабаровске посещала кружок в Доме пионеров - в восточном стиле вышивали они салфетки, панно с изображением Мао Цзэдуна. С тех пор много воды утекло. Сегодня Хаматову по праву считают одним из крупнейших российских специалистов-китаистов в области языкознания. Однажды к ней обратились за консультацией как к знатоку Востока. Только Анна Александровна, которая и языком превосходно владеет, и хорошо знает литературу, историю, экономику Китая, отвела столь лестный комплимент. Нам с западноевропейским мышлением, считает она, Восток постичь невозможно. Всеволод Овчинников, журналист, писатель, переводчик, который долго жил и работал в Японии, однажды метафорически заметил: “Пробудешь там месяц - напишешь книгу, год - статью, а несколько лет - не напишешь ничего. Потому что понимаешь: ты ничего о Японии не знаешь”. Не эта ли загадочность тянула и тянет все новые поколения студентов, которые приходят в Дальневосточный университет, изучать восточные языки. На новом историческом витке, когда сознаешь, как он мал, весь наш земной шарик, когда понимаешь, как важно вместе решать проблемы, которые цивилизация неумолимо ставит перед всей планетой, а не только перед отдельно взятой страной, закономерным стало, что один из старейших факультетов преобразовался в мощный Восточный институт. О другой кандидатуре на пост директора и речи не шло - возглавить должна Хаматова.

Со своей мечтой о работе переводчика Анна Александровна простилась будучи студенткой 5-го курса. Тогда перед ней была поставлена задача: за год закончить двухгодичный курс. На кафедре не хватало преподавателей, нужны были специалисты китайского языка. Выбор пал на Аннушку - отличница, ярко выраженные способности, усидчивая, ответственная. Так вышло, что в тот же год она стала преподавать китайский язык, впервые введенный в школьную программу девятой школы. Коллектив там был подобран сильнейший. И если кто сначала с недоверием приглядывался к молоденькой студентке-учителю, то потом с одобрением стали говорить: у Анны Александровны явный педагогический дар. Так и решилась ее судьба.

Из чего он соткан, этот педагогический дар? Почему одного преподавателя и спустя десятилетия вспоминаешь с чувством восхищения, радостно идешь навстречу: а вы помните меня, мы учились у вас, а других с трудом вспоминаешь в лицо и по фамилии? У Анны Александровны свой взгляд: самое главное - иметь желание передать знания студентам и, что немаловажно, уметь это сделать. За всю свою жизнь она и сама не раз “отсиживала” лекции. На ее пути встречались прекрасные ученые, превосходные специалисты, но без педагогической жилки. Они всегда подтверждали свою квалификацию. Но им не хватало той искорки, которая, разгораясь, соединяет опыт, зрелость с востребованностью в знаниях другой души.

В университете ей было у кого учиться редкому дару - дарить знания. Вячеслав Милашевич, Давид Бродянский, Нина Великая, Нелли Харченко. “Это мои Учителя. На их лекциях я и на секунду боялась отвлечься. Если не усвоишь - потеряешь навсегда, такое у меня было ощущение”.

Анна Александровна не из тех, кто заигрывает со студентами, кто готов на лекциях быть душкой, снисходительно констатируя пропуски в семестре, но отыгрываясь на экзаменах. Требовательная к себе, она с такой же меркой подходит и к студентам. “Мне не важно, чтобы любили меня. Важно, чтобы любили, вернее понимали, мой предмет. Иногда мне приходят сдавать и по пять раз, пока я не увижу - материал усвоен”.

В университете периодически проводят в группах анонимные опросы, когда студенты преподавателям выставляют баллы. Деликатно ли это, морально? - консервативно засомневалась я в целесообразности подобных тестов.

- Все зависит, для чего это делать и как использовать, - говорит Анна Александровна. - Важно не перегнуть палку, беря, например, мнения студентов как истину в последней инстанции. Но и нельзя их суждения игнорировать. Задумался, над чем стоит поработать, значит, это пойдет только на пользу. Если же реагируешь: ах, паршивцы, они еще смеют мне указывать - ты ненастоящий преподаватель. А для кого вообще ты работаешь?!

Анна Александровна с воодушевлением рассказывает о ярких “звездочках”, умницах и умниках, которые сегодня приходят учиться. А какие таланты в аспирантуре! Анна Александровна щедра на восхищение. Она - руководитель целевой аспирантуры и с радостью говорит о тенденции, которая просматривается в последнее время - все больше способных ребят стремятся в науку.

Да, молодежь сегодня другая. Но это вовсе не значит, что они - хуже.

- Если ты видишь, что тебе они становятся неинтересны, все, ты погиб как преподаватель. С ними все время приходится быть на острие, использовать их лексику, читать вещи, которыми они увлекаются. Попробуй этого не знать, так они тебя за человека считать не будут. Меняются они - меняйся ты. Еще лет десять тому назад, когда я спрашивала в аудитории, какую фразу произносила Элиза Дулитл, впервые выведенная в свет, поднимались десятки рук. Ныне - молчание. Но что толку сокрушаться, надо менять пример, приводить цитату, которая обязательно бы рождала ассоциацию в современных мозгах, им близкую и узнаваемую.

О, это вечное чувство студента перед преподавателем - я тут же принялась лихорадочно рыться в памяти. Бернард Шоу - он, родимый, “Моя прекрасная леди” - да. Но фраза?! Анна Александровна, как истинный преподаватель, на свой вопрос сама же и ответила: “Прекрасная погода сегодня, не правда ли?” И рассмеялась. Рассмешить ее, как и раньше, легко.

Больше всего в людях она ценит профессионализм. Не раз в своей жизни она подтверждала, что и сама является профессионалом высочайшего класса. В тот период, когда Анна Александровна набрала солидный опыт работы в качестве проректора, декана, умелого организатора, менеджера по высшему образованию, заведующего кафедрой международных экономических и гуманитарных отношений, в университете разрабатывался один из инновационных проектов - создание российско-американского факультета. Нужен был руководитель, который был готов идти непроторенным путем, разрешать нестандартные ситуации. Новое дело поручили Анне Александровне. Для начала Хаматова стала заниматься одной из основных проблем: совмещением образовательного стандарта российского и американского, разработкой учебных планов. Говоря о плюсах и минусах систем российского и американского стандарта, Анна Александровна убеждена: нельзя огульно отрицать ни одну существующую в мире систему. Но она сама была и остается приверженцем российского высшего образования. Мы готовим разносторонне развитого специалиста, гражданина. Нам есть чем гордиться.

Коллеги Анны Александровны отмечают ее редкие качества - умение ценить людей, смотреть на мир светло и оптимистично. Наверное, это от матери. Это самое большое богатство, которое передалось Аннушке по наследству. Всему остальному в жизни обязана только себе самой. Умелой организацией учебного процесса, четкостью, деловитостью она уплотняла рабочее время. И всегда при всех обстоятельствах помнила: один в поле не воин.

- У меня везде был хороший коллектив помощников, каждый на своем месте выполнял работу профессионально. В этом секрет руководителя. Рядом со мной очень добросовестные люди. И я ими очень горжусь.

Когда я попала в больницу, была серьезная операция, в первый момент, когда открыла глаза, увидела дочь, потом на второй день хлынул народ, минуты не оставалась одна, вечером врачи заявили категорически: в таком количестве посещения прекратить!

Я - самый счастливый человек. Потому что работаю в университете. Потому что работаю рядом с умными, интеллектуальными, добрыми, отзывчивыми людьми. И всегда среди молодежи!

Вся ее жизнь - непрерывная цепь познания нового. Когда каждый день рождал и новую ее: с новыми мыслями, проектами, эмоциями, ощущениями. При этом основной константой оставалась семья - муж, две дочери - все понимающие, любящие сердца. Они помогали выстоять. А еще она счастлива тем, что у нее две внучки - какая это, оказывается, радость! Вот такие нынче современные бабушки пошли - энергичные, активные, молодые!