Искушения провинциалки

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Мне, знаете ли, повезло. В конце минувшего месяца воплотилась в реальность моя давняя мечта - побывать на международном кинофестивале. Десять дней, наполненных встречами с яркими личностями киномира, впечатлениями от просмотров конкурсных, и не только, фильмов, непосредственное участие в пресс-конференциях со звездами мирового кино... Но как, оказывается, непросто воздержаться от искушений в своем порыве: как бы чего не упустить! Я не была готова к этому испытанию, но искренне старалась соответствовать ситуации. Между тем искушения сыпались на мою голову одно за другим

Визитная карточка “Владивосток”

Добиться аккредитации без протеже достойно всякого уважения. Не скрою, преодолеть сложный путь к заинтересованности со стороны дирекции XXI Московского международного кинофестиваля искушало. Но когда из столицы позвонила давняя дальневосточная подруга, нынче кинообозреватель радио “Эхо Москвы” Вита Рамм и предложила свою поддержку в получении аккредитации, я практически не упиралась. В конце концов важен конечный результат - убеждала я себя. К чему копья ломать “до”, лучше в деле себя показать “после”.

К слову сказать, на кинофестивале прессу не очень-то жаловали, невзирая даже на золотоносность перьев. Конкурсная программа, пресс-конференция - святое дело. А как на спецпоказ, открытие форума молодых кинематографистов или церемонию открытия самого фестиваля, не говоря уже о вечеринке в саду “Эрмитаж”, - не пробьешься. Но уже с первого дня я ощутила почти магическое действие слова “Владивосток” на всех, с кем доводилось общаться. Даже строгий линейный менеджер (это должность такая по работе с представителями прессы) мягчела душой и незаметно для окружающих подсовывала пригласительный на внеконкурсный показ, пропуск на пресс-пати церемонии открытия. Из целой армии журналистской братии сюда пробивалось человек 10-15. Вальяжно расположившихся у мониторов прямой трансляции, жующих свои законные бутерброды и потягивающих легкие вина за обсуждением происходящего на сцене кинотеатра “Пушкинский”. Но это только видимость, на самом деле здесь хватают на лету все события и уже под звуки завершающих аккордов несутся к телефонам звонить в свои редакции.

Если театр начинается с вешалки, то кинофестиваль начинается со звездной лестницы. А они, звезды, идут по ней косяками, правда, вперемежку с представителями московской элиты, подкатывающей на “Мерседесах” и самостийно приобщающихся к потоку любимцев публики. Такое возможно только у нас...

Не только о звездах

Сумочка моя в те дни была упакована по-боевому: объемный блокнот, две ручки, диктофон с запасом батареек и кассет, фотоаппарат. Ну, киношники, держитесь! На открытой веранде, где за столиками оседали прошествовавшие по звездной лестнице в ожидании церемонии открытия, царило братание. Видать, в суетной столичной жизни не часто отыщется повод для встреч с товарищами “по цеху”. Во всей красе выступал Стас Садальский. Не отнимая от уха сотовый телефон, он резво комментировал все происходящее прямиком в свои “Скандалы”. Не обошел своим вниманием и правительственную даму Валентину Матвиенко: во что одета (“туфли на ней - сплошные стразы, на шее жемчужное ожерелье”), с кем раскланивается (“нежно пожимает ручку Наталье Белохвостиковой”), ну и т. д. Влетел Караченцов, крупнозубо всем улыбнулся - застрекотали фотовспышки. И я было схватила свой фотоаппарат... Кругом крутые фотокоры, у каждого “лейка” с такими наворотами - в руке не удержать. А тут, прости господи, бытовой скромняга, да еще и вспышка барахлит. Велико искушение, но зачем нам эта кустарщина? Подруливаю с диктофоном к Садальскому. Само собой говорю пароль: “Владивосток”. Можно смело начинать разговор.

- Стас, а вы не боитесь, что вас однажды побьют за беспардонность?

- Пока еще никто не порывался. Я ведь безобидный. А главное - правдивый. Если туфли в стразах, я же не говорю - в бриллиантах. И делаю свое дело открыто, не как какой-нибудь папарацци. Вы присаживайтесь, я вас с друзьями познакомлю: это Сережа Шолохов - “Тихий дом”, это его жена Таня Москвина - блестящий журналист, это Всеволод Шиловский - известный актер, а это талантливый режиссер Евгений Татарский. Ему за один его фильм с Олегом Далем “Приключения принца Флоризеля” надо было бы все кинопремии присудить.

Дальневосточная эпопея Евгения Татарского

- С вашим городом у меня связаны очень интересные воспоминания, так сказать, с продолжением. В 87-м году во Владивостоке проходили дни ленинградской культуры. Я тогда со своим фильмом “Джек Восьмеркин - американец” объехал весь Приморский край: Уссурийск, Арсеньев, Спасск и т. д. За 10 дней провел 28 встреч со зрителями.

- Какая у вас цепкая память, - пошутила я.

- Вы сейчас легко поймете, почему я запомнил даты и цифры. Платили “круто” - 10 рублей за встречу, а в день их по три. Правда, одна была обязательно шефская. Жарища стояла +34. В районных гостиницах невозможно находиться. Отрадой был приличный японский автомобиль с кондиционером, в котором переезжали из городка в городок. Завершали поездку во Владивостоке. Чудный, очень веселый тогда город. Помню, на одной встрече в “Океане” рассказывал о съемках советско-американского фильма “Синяя птица”, в котором я был сорежиссером с нашей стороны, какие-то забавные эпизоды съемок. Потом о “Джеке Восьмеркине”. Кто-то из зрителей спросил о Льве Дурове. Ну я и говорю, что, мол, лучше Дурова у нас кулака сыграть некому. Народ принял шутку, посмеялся. После встречи меня окружили две дамы-журналистки. Задали свои вопросы и удалились. Через месяц на мое имя в “Ленфильм” приходит письмо из Владивостока с вырезкой из газеты “Тихоокеанский комсомолец”, где за подписью тех самых журналисток статейка, в которой сообщалось, что приезжал тут намедни некий Татарский, огреб деньжищ со своих 28 встреч со зрителями, наврал с три короба, что сорежиссировал советско-американский фильм, а в кинословаре этот факт не значится, не слабо отдохнул на островах, да еще и опорочил имя прекрасного артиста Льва Дурова. Показал вырезку Левке, а он мужик заводной, еле удержал его от грозного опровержения. Но, к счастью, это мой единственный опыт малоприятного общения с прессой.

Ох уж эти французы

Список гостей XXI ММКФ представили 25 кинознаменитостей разной величины и неоднозначной популярности у отечественного кинозрителя. Может быть, поэтому на фоне элитных звезд Майкла Йорка, Ванессы Редгрейв, Франко Неро, Клауса Мария Брандауэра, Яна Мак-Келлана, Мартина Ландау самый шумный успех выпал на долю французских актеров. Прибывший на открытие Пьер Ришар и блеснувший своим появлением в последние дни кинофестиваля Ален Делон привлекли наибольшее внимание и публики, и прессы.

С Ришаром на церемонии открытия произошел презабавный случай. Среди толпящихся в ожидании звезд зрителей на подступах к лестнице я приметила некоего гражданина, внешне очень похожего на “высокого блондина в черном ботинке”. Да что там говорить - копия месье Ришар. Ну, думаю, неспроста. Предчувствия меня не обманули. Стоило только Пьеру Ришару поравняться с двойником, как тот, ловко обойдя могучего “секьюрити”, сделал шутливый выпад зонтиком в сторону знаменитого комика. Ришар моментально включился в игру и под восторженные вопли окружающих, перехватив зонтик у своего двойника, повторил фехтовальный жест в его сторону. Но тут движение зонтика своим телом резко пресек зазевавшийся было страж порядка.

На пресс-конференции я задала Ришару вопрос, напомнив сцену на звездной лестнице: часто ли ему приходится сталкиваться со столь преданными поклонниками, желающими даже внешне походить на своего кумира. На что месье Ришар ответил: “Мне доводилось встречать своих двойников, в которых я узнавал свои черты. Но все они были много моложе меня. И я не прочь поменяться с ними местами”. Тут Пьер лукаво посмотрел в сторону своей молодой спутницы - очаровательной венгерки арабского происхождения. И получил в ответ обворожительную улыбку. Присутствующие оценили этот диалог без слов.

Из каскада вопросов и ответов стало очевидным, что Пьер Ришар нынче увлечен кинорежиссурой, но по примеру Депардье не прочь завести винный заводик, живет в плавучем доме, расположенном на водах Сены, очень дружен со своими взрослыми сыновьями (оба стали музыкантами), гордится своими внучками (их у него четыре), обожает собак и не любит готовить, разве что сварит себе кофе.

Охотно позируя перед фото- и кинокамерами, месье Ришар довольно прохладно отнесся к приглашениям телерадиокомпаний. Не выказал особой любви к прессе и былой красавец Ален Делон. С большим удовольствием он прокатился по Москва-реке в обществе Никиты Михалкова на президентском прогулочном пароходике. Впрочем, на встрече с журналистами он был весьма приветлив. Оказалось, что ему давно известна песня “Наутилуса” “Ален Делон не пьет одеколон”, что своему успеху в кино он обязан любимым женщинам, что он завершил карьеру киноактера вовсе не потому, что стал удачливым бизнесменом в области парфюмерии, производства часов, оптики и разведения лошадей. Просто счел, что правильнее вовремя остановиться. Что свою поддержку генералу Лебедю он оказал из личных симпатий - как бывший военный человек, не более того, что ничуть не боится выйти из моды и вообще главным на сегодня считает воспитание своих младших детей.

На церемонии закрытия фестиваля Алену Делону был вручен специальный приз. Однако прощальный банкет он не почтил своим вниманием.

Что может быть лучше плохой погоды

В самый разгар киношной тусовки в саду “Эрмитаж” грянул ливень. Публика забилась под шатры, в которых были установлены фуршетные столы. Оркестр, надежно защищенный от потоков дождя закрытой эстрадой, играл без умолку. А уважаемая публика с бокалами и тарелками ютилась во временных убежищах в весьма стесненных условиях. Перспектива стояния под шатром меня мало устраивала, и я, раскинув зонтик, отправилась гулять по аллеям “Эрмитажа”. На скамейке перед столиком, уставленным бокалами, фруктами и цветами, игнорируя дождь, мокрый до последней нитки, сидел некий седовласый джентльмен. С провинциальной сердобольностью я водрузила над ним свой зонт.

- Трогательно, но абсолютно бесполезно, - сказал он и жестом пригласил сесть рядом. Я не раздумывая плюхнулась на мокрую скамейку. Моим вымокшим под дождем собеседником оказался кинорежиссер Виктор Титов. Хотите сказать, что это имя вам ничего не говорит? Не спешите. Разве не покорили вас когда-то фильмы “Ехали в трамвае Ильф и Петров”, “Здравствуйте, я ваша тетя!”, “Жизнь Клима Самгина”, “Открытая книга”... Потягивая вино, разбавленное дождем, мы говорили о жизни в Приморье, о последней киноленте Виктора Титова “Кадриль”, в которой он собрал прекрасный актерский ансамбль: Любовь Полищук, Станислав Любшин, Валентина Теличкина, Олег Табаков. Вспомнил Виктор Абросимович съемки фильма “Открытая книга”, как искали в Подмосковье село позахудалее для достоверной картинки послевоенных лет, как сельский народ часами ждал работы в массовых сценах, наблюдал процесс съемок, сопереживал главным героям так искренне, что вся массовка отказалась от гонорара в пользу отечественной медицины.

Дождь к тому времени стих, и я, простившись, отправилась дальше гулять по аллеям. Навстречу идет Михаил Жванецкий. Не упускаю возможности втянуть его в разговор.

- Люблю бывать в вашем городе, - мечтательно констатировал Михаил Михайлович. - Помню, какую встречу устроили на “Комсомольце Азербайджана”. Столько вяленой воблы с таким количеством пива я не употреблял даже в родной Одессе.

- Как вам нынче пишется?

- Что слышится, так и пишется, - отшутился Жванецкий.

Очень важно не съехать в сторону интервью. Так, легкая беседа, треп ни о чем, все мимоходом, по законам тусовки.

Да вот и моя подруга не дает загрустить - тащит за руку к столикам VIP и представляет Егору Михалкову-Кончаловскому. А он, в свою очередь, знакомит нас со своей мамой Натальей Аринбасаровой и тетушкой Анастасией Вертинской. Бывшие жены братьев Михалковых-Кончаловских, вопреки разговорам о конфликтности их общения, мило беседуют в окружении своих ставших вполне знаменитыми детей. Вручая свою визитку, Егор Андреевич высказал пожелание побывать на Дальнем Востоке со своим новым фильмом. И так потрясающе обыденно прозвучало его: “Вы звоните. Чем черт не шутит...” Обаятельный, приветливый Егорушка, никакого налета звездности: “Кстати, мама пишет книгу воспоминаний, некое уточнение фактов из книги отца. По-моему, получается интересно”. Потом обмен фестивальными впечатлениями, символическая рюмка, и мы идем дальше. Нам навстречу - фраки, декольте, лица, имена... Подругу то и дело останавливают приветствиями. Вновь как бы невзначай звучит магическое “из Владивостока”, и как традиционное продолжение - расспросы про наше житье приморское, про губернатора, про то да се, обмен визитками, записи телефонов, пейджеров столичных знаменитостей. Элитный художник Никас Сафронов приглашает в мастерскую, тележурналист Андрей Малахов - на ОРТ, кинорежиссер Алла Сурикова тут же внесла деловое предложение, мол, приглашайте во Владивосток с новой лентой “Хочу в тюрьму”, приедем вместе с Володей Ильиным. Чувство гордости за родной город, столь привлекательный для кинозвезд, грело мою душу.

Сам Никита Михалков, к которому я таки пробилась с диктофоном после церемонии закрытия фестиваля, поделился, что непременно с “Сибирским цирюльником” где-то в сентябре прилетит к нам на открытие “Иллюзиона” (?! - Примечание автора). Что к Дальнему Востоку он относится очень тепло, ценит благодарного нашего зрителя и даже мечтал, чтобы премьера его последнего детища состоялась именно во Владивостоке, но обстоятельства сложились иначе: “Впрочем, приезд уже запланирован, так что - до встречи...”

“До встречи” так “до встречи”. Осенью в Приморье ожидается проведение очередного фестиваля “Человек и море”. Глядишь, и подъедет кто из кинознаменитостей, с которыми меня познакомил XXI ММКФ. Тогда, отбросив провинциальные комплексы, я привычным движением извлеку из сумочки диктофон и... Да, а фотосъемку на высшем уровне на солидной аппаратуре осуществят наши непревзойденные фотокоры.

Пусть будет так

И ради всего этого стоило рваться на кинофестиваль - резонно возникает вопрос. Конечно же нет. Все это, как говорят в торговле, сопутствующие товары. Кинофестиваль - это напряженная работа целой армии людей, включая журналистов, глубоко заинтересованных в процветании кинематографа, возобновлении статуса российского кино на международном уровне. И XXI ММКФ доказал, что имеет право на существование. Латинская Америка, страны Азии, Скандинавии - не частые гости на международных кинофестивалях. На Московском же они ярко показали себя. Фильм японского режиссера Кането Синдо “Жажда жизни” получил главный приз кинофестиваля, отмечена призом режиссура исландского фильма “Танец”, лучшей мужской ролью признана роль Фары (Фархат Абдраимов) в одноименной ленте казахских кинематографистов. Единственной представительницей Европы в номинации “За лучшую женскую роль” стала француженка Катрин Фро (кинофильм “Дилетантка”, режиссер Паскаль Тома).

Организаторы XXI ММКФ убеждены, что отныне - июль, Москва, фестиваль - закрепится в определенных кругах как рефлекс. Пусть будет так.