“Витязь” звучит как пропуск к сердцу
В Калининграде у набережной Маршала Баграмяна стоит белое судно, на борту которого славянской вязью выписано “Витязь”. Почти 30 лет совершал свои беспримерные плавания этот корабль науки из Владивостока Идея о постановке “Витязя” на вечную стоянку и создании на его борту музея Мирового океана возникла давно.
Двадцать лет назад, 22 апреля 1979 года, научно-исследовательское судно “Витязь” совершило свой последний, 65-й рейс и бросило якорь в порту Калининград. Руководство Академии наук уже знало, что проводки судна в Москву не будет. На всякий случай было принято решение списать все судовое оборудование и материальные ценности, довести балансовую стоимость судна до одного миллиона рублей. Проще всего было продать судно как металлолом покупателям из ФРГ. Этим можно было сэкономить средства для действующего научного флота, денег всегда не хватало. Но вдруг немцы восстановят “Витязь” хотя бы как венец века клепаного судостроения и развернут на его борту свой морской музей в одном из доков Гамбурга?
Судовладелец - Институт океанологии им. П. Ширшова АН СССР был уже готов вернуть “Витязь” во Владивосток, где он базировался почти 30 лет. Десятки ветеранов могли бы нести на нем вахту, быть экскурсоводами по его залам, наконец, отдать в надежное место свои личные коллекции, собранные за годы странствий, воспитывать на судовых традициях молодежь. Это был бы лучший вариант. Но судно вряд ли бы выдержало столь длинный переход.
Тем временем судно в порту всем мешало. Kто бывал в Калининградском порту, тот знает, что из-за недостатка причалов суда там швартовались в два-три корпуса. “Витязю” временно отвели место у разрушенного причала северного элеватора. Не раз жестокие зимние ветры отрывали его и гоняли по порту. И только прочность корпуса спасала судно от затопления.
Когда наконец через 11 лет, в апреле 1990 года, было принято решение об организации в Калининграде музея Мирового океана Министерства культуры Российской федерации и передачи ему “Витязя”, судно представляло собой жалкое зрелище.
Однако “Витязю” повезло с директором музея Светланой Сивковой. Эта удивительно настойчивая женщина собрала вокруг себя таких же увлеченных людей, которым пришлось провести огромную работу по сбору документов, фотографий, свидетельств очевидцев, работавших в свое время на “Витязе”, чтобы восстановить внутренний вид помещений и палуб судна.
Средств для восстановления судна выделяется мало. Чем-то помогают спонсоры, не забывают о музее администрация города и Балтийский флот, фонд “Марс-Витязь” (Германия). В свое время “Витязь” был грузо-пассажирским теплоходом “Марс”. Он был построен на Кильской верфи в 1939 году. Кроме трех трюмов судно имело 12 пассажирских мест. Корпус “Марса” был полностью клепанный: прямой наклонный форштевень, резко разваленные носовые образования с высоким полубаком и крейсерская корма обеспечивали судну отличные мореходные качества.
Теплоход “Марс”, несомненно, принимал участие в транспортных операциях второй мировой войны, о чем свидетельствуют заплаты в носовой части судна. 12 апреля 1945 года “Марс” последним вырвался из осажденного Кенигсберга, на его борту было 2500 женщин и детей. Он доставил их на остров Борнхольм.
В 1939 году в Академии наук СССР была создана лаборатория океанологии. Здесь начались работы по подготовке к широким исследованиям Мирового океана. Для этого требовалось соответствующее судно. После окончания войны представилась возможность переоборудовать в экспедиционное одно из транспортных судов, полученных из Германии в счет репараций. Выбор пал на т/х “Марс”. За три года на нем было оборудовано 14 лабораторий, жилищные условия позволяли разместить 136 ученых и моряков. Здесь было установлено уникальное оборудование. В лаборатории промера стояли глубоководные эхолоты-самописцы Келвин-Хьюз, позволившие замерить максимальную глубину в Марианской впадине. На баке стояла мощная якорная лебедка с 14 километрами ступенчатого троса. Судно становилось на якорь на любой глубине.
В 39-м рейсе был проведен уникальный эксперимент - протралено дно Курило-Камчатской впадины от шельфа через 10-километровую впадину до ложа океана, получено видовое и количественное распределение живых организмов в зависимости от глубины. Исследования “Витязя” легли в основу запрета захоронения радиоактивных остатков в глубоководных впадинах океана. Автономность плавания по топливу составляла свыше 18 тысяч миль - судно обладало прекрасной управляемостью и плавной качкой, а главный двигатель без ущерба для технического состояния с полного хода давал стоп - такому судну не было цены.
1 апреля 1949 года судно официально передали Институту океанологии Академии наук СССР. Оно получило название “Витязь” в память русского корвета “Витязь”, на котором в 1886-1889 гг. адмирал С. О. Макаров проводил океанографические исследования, вошедшие в его труд “Витязь” и Тихий океан”.
13 апреля 1949 года судно вышло из Одессы в свой первый рейс в Черное море. Там было опробовано в работе все оборудование и отработана методика его использования. Руководство Академии наук приняло решение о базировании судна в порту Владивосток, и уже 7 августа того же года “Витязь” вышел из Владивостока во второй рейс - в Охотское море. Более 20 экспедиций было посвящено изучению дальневосточных морей. Затем “Витязь” вышел на просторы Мирового океана, приняв участие в программе Международного геофизического сотрудничества в 1957-1959 гг. Проводятся комплексные исследования западной части Тихого океана от Берингова моря до субантарктики. Везде его очень тепло принимали и жители, и официальные власти. Мэр города Сан-Франциско подарил капитану “Витязя” Игорю Сергееву символический ключ от города. Я пришел на “Витязь” четвертым помощником капитана перед 30-м рейсом. Но первым серьезным испытанием был 31-й рейс в Индийский океан по программе Международного индоокеанского сотрудничества, проводившегося в 1959-1966 гг. Удивительно спокойным был тогда Индийский океан. За весь семимесячный рейс кинооператоры-документалисты Григорян и Гусев не смогли снять ни одного штормового кадра.
Замечено, что с тех пор, как начались испытания ядерного оружия и стали проводиться космические запуски, погода в океанах заметно ухудшилась. Специфика экспедиционного рейса состоит в том, что работы ведутся круглосуточно. Даже на переходах непрерывно пишут глубину эхолоты, за кормой с одного борта тянется магнитометр, а с другого - длинный жгут кабелей с гидрофонами, так называемая сейсмокоса, ритмично бухают пневмоисточники, пронизывая звуковой волной слои донных осадков. Работы, как правило, ведутся в отдаленных малоисследованных местах, где иногда по месяцу не встретишь другого судна. Кондиционеров на “Витязе” не было. На верхней палубе существовали целые палаточные городки, где люди отдыхали после вахты. Строгая экономия валюты и желание как можно больше сделать заставляли планировать заходы в порты через 45-50 суток. На дольше обычно не хватало пресной воды. Вот поэтому приживались на “Витязе” не все. Но уж если ты принял судно, а оно тебя, ты становился его патриотом на всю жизнь.
При каждом заходе в порты проводились дни открытых дверей. Тысячи людей имели возможность побывать на судне, познакомиться с результатами исследований и жизнью экспедиции. Ни о каком судне-шпионе не могло быть и речи. В 49-м рейсе во время захода в порт Лаэ (Новая Гвинея) возникла идея посетить берег Маклая и установить мемориальный знак в память высадки там российского ученого Николая Миклухо-Маклая. Когда мы подошли к бухте Константина, стали на якорь и высадились на берег, нас сразу окружили жители деревни Бонгу. Узнав, что мы русские, повели к месту, где когда-то стояла хижина Маклая. Небольшая лужайка была огорожена частоколом, а вокруг рос тропический лес. Под дружные восклицания папуасов “Маклай-Маклай” моряки установили памятный знак. На плите из нержавеющей стали были высечены слова: “В память высадки на этот берег в 1871 году с корвета “Витязь” русского ученого Н. Н. Миклухо-Маклая от моряков и ученых научно-исследовательского судна “Витязь”. Декабрь 1970 года”.
Перечисление открытий, сделанных на борту “Витязя”, заняло бы несколько страниц. Вот лишь некоторые из них: исследовано большинство глубоководных впадин и желобов, изучена ультраабиссальная донная фауна, доказано существование жизни на максимальных глубинах. Открыт новый тип животных - погонофоры - три новых семейства, 35 родов и более 1100 видов донной фауны; выявлены, исследованы и нанесены на карты более 50 географических объектов - подводных гор, хребтов, желобов; открыты и исследованы обширные залежи железомарганцевых конкреций с высоким содержанием железа, марганца, никеля, кобальта, меди; открыто широкое распространение фосфоритов на вершинах срединно-тихоокеанских гор; открыто и изучено подводное течение Тареева в Индийском океане.
Успех работы экспедиции во многом зависит от экипажа судна, который на “Витязе” формировался из моряков Дальневосточного морского пароходства. На “Витязе” работали сотни моряков. Для одних это был краткий этап жизни - один-два рейса, другие связали свою судьбу с судьбой “Витязя” на десятки лет. Как правило, это были крупные специалисты. Начальники экспедиций задолго до рейса интересовались: пойдет ли в рейс боцман В. Петроченко, не уйдет ли в отпуск техник-океанолог Г. Фисунов, ведавший всем ихтиологическим хозяйством, или техник-океанолог В. Автайкин. В большой цене были все научные палубные механизмы, которыми много лет заведовал ремонтный механик П. Хряпов, награжденный за работу на “Витязе” двумя орденами Трудовой Славы. Обеспечивал питание экспедиции завпрод Г. Безбородов, к тому же лучший траловый мастер. Еще один крупный специалист, о котором хотелось бы сказать, это техник-океанолог H. Федиков, создатель аппарата для промывки донных проб, вошедшего в мировую научную литературу как “бочка Федикова”.
Экипаж “Витязя” всегда был большой дружной семьей. В том, что судну уже 60 лет и оно продолжает служить людям, заслуга не только прочной стали, из которой оно сделано, но в большей степени людей, моряков, которые отдали ему всю душу. Возможно, у кого-то сохранились интересные фотографии или экспонаты, относящиеся к НИС “Витязь”, и вы хотели бы их поместить в музей, посылайте по адресу: 236006, г. Калининград обл., ул. Маршала Баграмяна, 1, музей Мирового океана.