Фельдшер Нина Иванова боль разведет руками

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Помню, когда в детстве заболевала и мама вызывала "скорую", я, до дрожи в коленках боявшаяся уколов, молила об одном: если уж "этому" суждено случиться, то пусть приедет тетя Нина. Тогда я не могла объяснить, почему именно ей отдавала предпочтение моя натемпературенная головушка - то ли уж очень хороша собой была юная белокурая медсестричка, то ли зловредные уколы она делала по-особенному - легко, почти безболезненно.

Сегодня, спустя почти три десятка лет, я, как и многие шкотовцы, вспоминающие добрым словом заботливые, умелые руки фельдшера Нины Ивановой, понимаю, что завораживает в этой хрупкой женщине, - особая душевность, исходящая от нее аура доброты и терпимости к больным. Она из тех, кто и словом лечит. Последнее обстоятельство очень важно при нынешней ситуации в медицине, когда в чемоданчике фельдшера "скорой" нет порой самых необходимых лекарств.

Водители, работающие в смену с Ниной Дмитриевной, шутят: "Ну, Дмитриевна вышла. Значит, будем работать без передыху!" И это действительно так. Коллеги рассказывают, что часто звонят на "Скорую" старички, подопечные Нины Дмитриевны, спрашивают, когда их сестричка дежурить будет.

- Им порой как таковая медицинская помощь и не нужна: давление измеришь, что-то из лекарств посоветуешь приобрести, - говорит Нина Дмитриевна. - Я понимаю, что пожилым одиноким людям и словом не с кем перекинуться, и тревожатся они постоянно за свое здоровье, и обижаются на невнимание, словно малые дети. Поэтому стараюсь в свободную минуту заехать, пообщаться.

Сегодня Нина Дмитриевна Иванова - старейший медицинский работник в Шкотовской больнице. Хотя мне как-то не очень нравится слово "старейший" - внешне она все такая же стройная, белокурая, энергичная и душой молодая. И тем не менее за 30 лет, отданных медицине, накопила фельдшер Иванова бесценный опыт помощи людям, попавшим в беду. Опытом этим делится Нина Дмитриевна с молодыми коллегами.

- Работу свою я по-прежнему люблю и считаю одной из самых важных и гуманных, - рассказывает Нина Дмитриевна. - А фельдшером решила стать по простой причине: мама моя сильно болела, и на врачей я смотрела как на некое божество. До сих пор помню, как, сидя у кровати больной матери, ждала приезда "скорой" как чуда. Школу окончила с отличием, медучилище в Уссурийске - с красным дипломом. Была хорошая возможность для поступления в мединститут, но жизнь распорядилась иначе: после распределения попала в Шкотовскую больницу, потом - замужество, рождение дочерей. Так и осталось высшее образование мечтой.

- Нина Дмитриевна, помните своего первого больного?

- Хорошо помню. Это была старушка. И хотя это был не первый укол в моей жизни, все равно руки тряслись.

- Сегодня, когда за спиной тысячи наложенных швов, уколов, обработанных ран, какие чувства испытываете при виде очередной человеческой трагедии?

- Сострадание и собранность - прежде всего. А вот жалость, эмоции здесь плохие советчики. Если от твоих правильных, четких, быстрых действий зависит здоровье, а зачастую и жизнь человека, рассудок должен быть холодным, а рука твердой. Работаешь как автомат. Приходишь домой с дежурства, здесь уж эмоции берут верх: и реву иногда в подушку, и прокручиваю события, словно пленку. Все равно жалко людей, к смерти, крови и боли привыкнуть невозможно.

- Не было ли мысли сменить работу фельдшера "скорой" на более спокойную, где-нибудь в амбулатории?

- После рождения девочек немного поработала в детской консультации. С детишками общаться нравилось. Однако вскоре заскучала, вернулась на "скорую". Здесь постоянная, настоящая проверка на прочность, профессионализм, человечность.

- Работа медика требует огромного напряжения, нервов, мужества. И при этом, к нашему всеобщему стыду, совсем недостойная зарплата. Не пытались ли вы отговорить свою младшую дочь, выбравшую медицинский колледж?

- Честно говоря, я всегда хотела, чтобы мои девочки выбрали медицину своей профессией. Поэтому, когда Людмила поступила в колледж, была искренне рада. А вот специальность она выбрала поспокойней - диагностику.

- Ваше мнение: какой будет медицина, "скорая помощь" в новом столетии?

- Хочется верить, что технический прогресс дойдет и до нашей службы. Обидно, что при таком количестве новой умной медицинской техники мы вынуждены работать как при царе Горохе - руками да жгутом. Но по-прежнему основными качествами медика должны быть доброта, честность, порядочность, сопереживание больному, желание облегчить ему страдания. Слово "милосердие" должно быть применимо к медицине любого столетия.

- Если бы пришлось начать жизнь заново - выбрали бы вы другую стезю?

- Точно - нет. А вот образование продолжила бы обязательно. Иногда становится жаль своей несбывшейся мечты.