Наше телевидение не поет с “вражеского голоса”
Три дня конкурса телевизионных программ “Новости - время местное” для приморских журналистов не из легких были. И дело не только в том, что главные призы уплыли к соседям в Хабаровск, на Сахалин (а те, что остались во Владивостоке, больше тянут на “утешительные”). Сложней было пережить “разбор полетов”, три дня жестких дискуссий “профи” о том, что же мы производим - телеНОВОСТИ или... Тем более что оценки давало балованное демократией и не расположенное к сантиментам жюри в лице именитых посланцев от “Радио Свобода”, “Голоса Америки”, НТВ. Их приговор был суров и категоричен: приморские электронные СМИ (однозначно!) под каблуком у власти. Не вдаваясь в дискуссию с известными мэтрами, предоставим слово председателю уважаемого жюри
- Савик, за несколько дней вы просмотрели десятки “картинок дня”. Какой вырисовывается наша жизнь через призму информационных программ местного телевидения?
- Когда я все это просмотрел, у меня мысль возникла, что надо создавать Соединенные Штаты России - настолько жизнь здесь отличается от жизни европейской части страны. Это в чем-то совершенно другая культура, вот как Нью-Йорк отличается от Лос-Анджелеса. Здесь чуть-чуть иначе повернуты мозги, чувствуется (в том числе и в информационных программах) притяжение, влияние на вашу повседневную жизнь Японии, Китая, Кореи. Характерно, что после падения железного занавеса это тяготение (а я был у вас уже три раза) с каждым годом все увеличивается. Вы, может быть, и не замечаете, но на уровне подсознательном это присходит. К примеру, зам. министра иностранных дел Японии приезжает в сахалинский поселок, чтобы найти здесь следы своих предков. А местные жители ждут, что он автобус подарит для сельской школы (был такой сюжет), - это и есть человеческие связи.
- Ну а кроме “экзотики”, какими увидели вы экономическую, социальную ситуацию на дальневосточной окраине (естественно, глазами местных тележурналистов)?
- К сожалению, “ситуацию” мы вообще не увидели. Быть может, нам просто не повезло (хотя на конкурс представлены лучшие ролики), но из всех просмотренных информационных программ и сюжетов у нас так и не возникло представления о том, насколько же здесь у вас сильно предпринимательство, насколько серьезны подвижки в экономике региона, куда она движется (и есть ли она вообще?). И что самое удивительное, ни в одном из выпусков новостей (кроме Сахалина, пожалуй) мы не обнаружили “фирменной марки”, опознавательного знака Дальнего Востока - моря и его тружеников. Такое впечатление, что Приморье расположено не на берегу “великого и могучего”, а глубоко в тылу. Или Тихий океан уже пересох, или рыбаки-моряки все повымерли? Повторю, но в просмотренных нами материалах экономика, бизнес, люди, занятые ДЕЛОМ, отсутствуют как таковые. Из десятка представленных на конкурс программ мы так и не поняли, чем живет Приморье.
Удивительно и то, что в информационных выпусках практически не присутствуют рядовые жители края. Вообще нет людей - хороших, плохих, умных, глупых, всяких... Я при просмотре одной программы специально посчитал: из 12 персонажей, мелькавших в кадре, 11 - начальники, представители властной “элиты” (причем из этих 11 семь раз показали одного и того же деятеля).
- И как вам наши деятели?
- Мы судим только по представленным на конкурс сюжетам?
- Да.
- Не утверждаю, что создавшееся впечатление соответствует действительности, но на фоне вакуума информации об экономике, о промышленности, сельском хозяйстве и просто о быте людей ваша власть выглядит бессмысленно самодостаточной. К примеру, идет информация о забастовке, о какой-то аварии, о митинге - там толпа. И особняком (как с другой планеты) - благостные репортажи из жизни власти. Они как бы не пересекаются.
- В общем, наша власть через призму местного телевидения вам не глянулась?
- Безусловно. Мы провели уже 12 подобных региональных конкурсов, и это первый случай, когда жюри решило не вручать премию в этой номинации. В основной своей массе представленные на конкурс сюжеты исполнены в жанре “пресс-релиза”, то есть отражена официальная точка зрения властных структур, но ни в коей степени не самого журналиста, не общества. Нет независимого анализа, профессионального показа механизмов действия власти, механизма принятия ею конкретных решений, последствий этих решений для “заказчика” - то есть для населения. Создалось впечатление, что приморские журналисты взяли на себя обязанности пресс-службы администраций различного уровня и старательно занимаются паблик рилейшн “работодателя”.
Я понимаю, в силу объективных причин местным масс-медиа невозможно быть совершенно уж независимыми от местных администраций, приходится в чем-то обслуживать власть. Но удивительно то, что некоторые журналисты делают это с нескрываемым удовольствием (а ведь это не скроешь от зрителя, это сквозит в самих сюжетах). За редким исключением они либо любуются властью, либо... Вот был представлен один совершенно фантастический сюжет: женщина, явно больная, явно инвалид, дурно отзывается об одном из ваших недавних лидеров. К этим съемкам встык монтируются кадры трехлетней давности с выступлением этого политика, выставляющие его в невыгодном свете. Откровенно заказной материал, но идет он в информационном блоке программы, да еще выставляется как образец на конкурс (!).
Или, к примеру, другой сюжет - митинг на площади. Репортер в камеру сообщает, что он с акцией не согласен и сейчас вступит в диалог со своими оппонентами. После чего обращается к митингующим. Ситуация дикая с точки зрения профессиональной журналистики, первая заповедь которой - беспристрастность, объективность и независимость при освещении события, факта. Между тем все это называется “информационным сюжетом о власти” и опять же попадает на конкурс. (Мы вообще удивились, почему еще не представлен к просмотру знаменитый ролик о приморских “трансфертах”?!)
- Оценки жесткие, примеры яркие - сейчас вы чохом всем провинциальным СМИ пришьете ярлык “карманных”?
- Дело не в ярлыках, а в явлении. Судя по отсмотренному в ходе конкурса материалу, отношения местной прессы и власти... скажем так, ненормальные. Мы не увидели ни одного (!) сюжета, где бы действия ваших начальников подвергались хоть каким-то сомнениям. Повторю, позади уже 12 региональных конкурсов местных телепрограмм: в “красном поясе”, в Краснодарском крае телекомпании “смеют” наезжать на батьку Кондрата. Приморская власть - непогрешима? Или неприкасаема?
- ...
- Безусловно, здесь стоит говорить и о роли руководителей местных СМИ - они определяют основные параметры работы своих журналистов, они должны быть гарантами независимости своих изданий (компаний), они должны защищать их честь, прикрывать своих журналистов. Если же главный редактор зависим, нанят, напуган... Трудно представить, чтобы у запуганного редактора работали живые, раскованные, смелые и ищущие журналисты. Если такой появляется, он рано или поздно выйдет за рамки и в конечном счете будет выдавлен. Останется серость. К сожалению, отсмотрев десятки сюжетов, мы увидели лишь одного репортера, у которого по-хорошему глаза горели, - это парень из Лесозаводска.
И все-таки главное - это ответственность самого журналиста, его личное понимание профессиональной чести и профессионального долга. Ведь по сути роль прессы проста - мы выступаем посредником между обществом и нанятой им властью. Общество содержит власть (а не наоборот, как пытаются порой внушить), общество вправе и спрашивать с власти, задавать ей (посредством СМИ) самые неудобные вопросы. В этом смысле журналистский допрос с пристрастием - нормальное дело и не должен никого раздражать. Повторю, разговор с властью может быть только на равных. Чего и желаю своим приморским коллегам.
* * *
Вот такую нахлобучку устроили местным репортерам организаторы общероссийского телеконкурса “Новости - время местное”. Можно было, конечно, подискутировать с ними о независимости и неподкупности известных центральных СМИ, обслуживающих не власть (как некоторые), а, к примеру, Гусинского, Березовского, Лисовского (“наших”, кстати, хоть народ выбирал, а березовских-абрамовичей - кто?). Но понимая бесплодность дискуссии по принципу “сам дурак”, признаем - в принципе, в ИДЕАЛЕ учителя из “демократического далека” правы: СМИ должны быть независимы, власть должна знать свое место. Однако по жизни известно, ИДЕАЛ в чистом виде не существует - к нему можно (и нужно!) только стремиться. В противном случае эта жизнь (пусть даже сытая) будет тусклой, занудной, бессмысленной. Как, впрочем, и телепрограммы, ее отражающие.
Комментарий “В”С удовольствием прочел размышления о проблемах местных СМИ, о системе взаимоотношений пресса - власть, которыми поделился с корреспондентом “В” блестящий репортер, талантливый публицист и без преувеличения влиятельный журналист Савик Шустер. Для профессиональных работников средств массовой информации имя его давно считается знаковым, а перо Шустера по праву является одним из самых острых.
И все же разглагольствования столичного мэтра вызывают, в первую очередь, чувство раздражения. Потому что все, что он говорит, - правда. Но - и это главное - не вся правда. А здесь-то и таится главный подвох для несведущего читателя. Потому что, заглотив “правдивую” наживку, начинаешь верить всему, не задумываясь о том, что у всякой медали есть обратная сторона.
Можно до хрипоты спорить о сущности понятий “объективность” и “независимость” прессы. Можно, как это делает Шустер, сидеть в Москве и, получая тысячи (так!) долларов, учить жизни нищих провинциальных журналистов. Позиция, согласитесь, неплохая. Но дело в том, что и я, и некоторые мои коллеги слушаем “вражьи” голоса, в том числе и “Радио Свобода”, вот уже лет двадцать. И даже, не вдаваясь в историю (то есть не говоря о том, на чьи деньги существует и вещает эта радиостанция), можно вспомнить хотя бы о событиях последних лет - о том, к примеру, насколько “объективно” освещались этой станцией события в Чечне в 1994-1996 годах. Из новейших примеров можно послушать, как на волнах “Радио Свобода” подаются в течение последних трех месяцев события вокруг Югославии и Косово. Это я все к вопросу о “независимости” прессы, то бишь о длине поводка и о той миске, которую тебе ставят под нос.
По большому счету речь идет не более чем об уровне профессионализма. И если ОРТ, ТВ6 и “Новые Известия” делают классную продукцию, то об этом так и надо говорить: “Принадлежащие г-ну Березовскому СМИ отлично справляются с поставленной задачей”; или “Принадлежащие г-ну Гусинскому телеканал НТВ и “Независимая газета” (неплохая ирония в названии, не правда ли?) хорошо выполняют свои обязанности”. И если разговор переводить именно в эту плоскость, то тут я могу согласиться, что у нас, провинциалов, уровень мастерства, возможно, несколько ниже...
Стоит - в рамках разговора о независимости СМИ - вспомнить и еще одну, весьма показательную вещь. Представляемая Шустером станция, как и другие “либеральные” СМИ, широко приветствовала и приветствует происходящие в стране реформы. И в первую очередь - программу приватизации, т.е. создание класса реальных собственников. Действительно, вещь это принципиальная, и приватизация хоть штука и болезненная, но необходимая. Но вот ведь какой момент, о котором почему-то редко вспоминают: раздав в руки акционеров заводы, фабрики, нефтепромыслы, транспортные предприятия, почти всю “пищевку” и бытовое обслуживание, государство ни на секунду не выпускало и не выпускает из рук такие малозаметные, на первый взгляд, объекты, как издательско-полиграфические комплексы и технические средства теле- и радиовещания. Более того, изначально еще восемь лет назад они однозначно стояли в плане приватизации. Однако из года в год с завидным постоянством реализация этих планов переносится. С чего бы вдруг наши реформаторы во главе с президентом проявляли такую “государственность”? Не для того ли, чтобы поводок был постоянно и втугую натянут? Ведь в нынешней ситуации запутанных платежей отказать газете или телерадиостанции в полиграфических услугах или средствах вещания - плевое дело. Почему же об этом не вспомнил уважаемый мэтр?..
...Сколько существуют средства массовой информации, столько продолжаются дискуссии о возможности и границах их объективности и независимости. Мы же, едва оправившиеся от коммунистического морока, находимся еще только в начале пути. И, конечно, нас еще надо учить этим вещам. Только не хотелось бы, чтобы учение это было столь циничным...
А приморским телепродюсерам, грудью бившимся за признание и премии на конкурсе, а потом перессорившимся из-за того, что кто-то кого-то где-то не показал, хочется напомнить: признание приходит только от зрителей, а любая премия - келейное решение, которое всегда нелишне сопроводить вопросом: “А судьи кто?”