Реформа ЖКХ -между населением и правительством

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

В номере за 31 мая сообщалось о факте проведения пикетирования здания администрации ЗАТО г. Большой Камень. Население города не согласно с повышением цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства. После завершения пикета корреспондент “В” обратилась к главе муниципального образования ЗАТО Анатолию Карасеву.

- Проблема увеличения цен назрела не сегодня, - сказал Анатолий Александрович, - и это нововведение идет совсем не от мэров городов. Еще в 1996 году указом президента, а затем постановлением правительства принято решение об увеличении платежей за коммунальные услуги самими квартиросъемщиками. Поставлена задача: к 2000 году они должны возрасти до 70 процентов, а к 2002 - достичь 100-процентной планки.

Понимая, что заводчанам и бюджетникам, не получающим своевременно заработную плату, не “потянуть” резкий скачок цен на коммунальные услуги, мы ввели повышение в небольших величинах. Со второй половины 1997 г. по 1 апреля 1999 г. администрация города поддерживала прежние расценки, хотя согласно правительственным установкам должны были их увеличивать.

Администрация Большого Камня как города-ЗАТО могла бы и по сегодняшний день дотировать ЖКХ, экономя денежные средства жителей, но падение рубля 17 августа 1998 г. резко изменило финансовое состояние бюджета. Наша строка в бюджете обозначена суммой в 200 миллионов рублей в год, до исторического августовского дня этих денег на содержание города хватало. После того как рубль потерял свою ценность, необходимо было пропорционально увеличивать бюджет - минимум до 400 миллионов рублей.

Этого не произошло, хотя в августе прошлого года я направил телеграммы во все инстанции - от президента РФ до губернаторов городов России - о необходимости увеличения бюджета в 2-3 раза. Ответа не последовало. Зато идет постоянное требование выполнения указа президента о реорганизации цен на услуги ЖКХ с ориентацией на повышение платежей непосредственно от населения.

Принимая боль и возмущение своих земляков по поводу повышения цен и поддерживая лозунги пикетчиков о повышении благосостояния, я считаю, нельзя оставлять местное самоуправление один на один с этой проблемой. В частности, я не увидел ни одного документа лидеров профсоюзных организаций города - организаторов пикета, в котором были бы категорическое возражение против реформы, адресованное ее верховным авторам, призывы к депутатам всех рангов приостановить или переработать данный указ, конкретные альтернативные предложения по развитию ЖКХ на государственной дотационной основе конкретно в Большом Камне.

Хочу отметить, когда вводилась система реформирования жилищно-коммунального хозяйства, никто из московских “реформаторов” не побеспокоился о первоначальном капитале для ее успешного решения. В Большом Камне системы коммуникации - с непрерывным рабочим стажем в 30 лет - давно пришли в негодность. Средств на их ремонт выделено не было. А ведь нужны деньги, чтобы довести уровень коммуникаций до качественной величины, тем самым создать нормальные условия проживания для каждого жителя. Только после этого можно настраивать квартиросъемщиков на повышение платы за услуги ЖКХ.

На каждого жителя Большого Камня сегодня согласно нынешней строке в госбюджете по линии ЗАТО приходится по 400 рублей в месяц при необходимом минимуме 1000 рублей.

Задача администрации: доказательно убедить московские кабинеты, что в Большом Камне проводить реформы ЖКХ нельзя, ее можно доводить только до определенного уровня, посильного местным жителям.

Найти доказательства будет трудно: бюджетники получают и зарплату, и детские дотации вовремя, стабилизировались выплата заработной платы и погашение прошлых долгов на заводе “Звезда”, у него есть реальная перспектива дальнейшей реализации российско-американских контрактов на утилизацию АПЛ, к причалу предприятия постоянно становятся на ремонт гражданские суда.

Вопрос о ЖКХ, естественно, не праздный, он был труден всегда, и 1 апреля - это не пик его решения. В данном случае главы муниципальных образований Российской Федерации попадают на наковальню: между защитой интересов населения - своих земляков и необходимостью выполнения указа президента и решений правительства.