Хочу позагорать у моря

21 июнь 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1967 от 21 июнь 2006

Пару лет назад накануне купального сезона для нормальных людей - не моржей приятно удивил пляж, что располагается в бухте Щитовой близ Горностая. Показалось, что рабочие тут убирают берег круглосуточно, буквально на лету подхватывая весь тот мусор, который с удалью разбрасывали вокруг себя тогда еще немногочисленные отдыхающие, выехавшие на весенний пикник.

- Много хочешь, - безмолвно мне отвечают окрестные “пляжи”

И не случайно летом того года этот пляж наряду с бухтой Лазурной у владивостокцев стал наиболее популярным. В июле-августе в выходные дни автомобильные хвосты здесь заканчивались чуть ли не у трассы ТЭЦ-2 - Лазурная. А все объяснялось просто: власти Ленинского района тогда отдали пляж в аренду одному из частных предприятий, которое брало деньги лишь за стоянку авто и другие услуги. Вход на бичевник - 20 метров от среза воды, за состоянием которого по договору следила фирма, - был бесплатным.

На въезде так и значилось - “Пляж Ленинского района”. Не знаем, что произошло с той фирмой, но только сейчас там ни этой вывески, ни оборудованной стоянки, а собственно пляжная полоса если еще и не превратилась в свалку после весенних пикников, то очень быстро к этому движется. Как и добрый десяток других пляжей, расположенных в окрестностях Владивостока.

Впрочем, по предварительным анализам, купаться горожанам пока рекомендовано лишь в двух местах - на Лазурной и на Санаторной. Остальные пляжи - Спортивная гавань, бухты Федорова, Улисс, Анны и другие признаны лишь как “места массового отдыха без использования морской воды”. Это цитата из постановления и.о. главы администрации города, которое, с одной стороны, признает плохое химико-бактериологическое состояние воды для купания и неготовность пляжей к купальному сезону, а с другой - определяет конкретные меры по их обустройству.

А обустраивать есть что. На так называемые места “массового отдыха”, к примеру в районе Санаторной, народ не затащищь не только на аркане, но даже, думается, и внушительными приплатами за риск. Порушенные грибки, лавочки, другие постройки - это лишь меньшее зло, с которым столкнется “камикадзе”, решивший тут позагорать. С собой обязательно надо брать матрац, ибо покрывало или полотенце не спасут его тело от сюрпризов плотного слоя стеклобоя - в основном бутылочного, предательски выступающего изпод песка как раз своими острыми краями. Кажется, что именно сюда, как и на другие пляжи, народные массы сознательно стаскивали всю зиму все, что колется и режется.

Причины запущенности береговой черты Амурского залива на отрезке курортной зоны города очевидны: на ладан дышащие дома отдыха, санатории и прочие здравницы просто забросили свои пляжи, которые раньше по санитарному состоянию и благоустройству были чуть ли не лучшими и которые пока не нашли своих хозяев, кроме города, конечно. И, как обветшавший памятник их былому величию, уныло поникла порванная во многих местах изрядно проржавевшая сетка-рабица, некогда разделявшая пляжные владения санаториев.

В принципе при достаточно больших усилиях на всех пляжах можно навести относительный порядок, что и предполагается сделать вышеназванным постановлением. Однако относительная чистота территории еще не означает, что он может претендовать на роль пляжа. Потому что к последнему предъявляется куда больше требований. Кроме чистоты и грибков нужно иметь спасательную станцию или хотя бы выставлять пост, причем в каждом месте массового отдыха на море, независимо от того, предназначено оно лишь только для загара или для купания в том числе - народу ведь не запретишь купаться там, где не рекомендовано, да и плавсредств в городе сейчас не счесть.

По словам заместителя начальника Государственной инспекции по маломерным судам Виталия Лесового, недостроена даже центральная спасательная станция, что в бухте Федорова, куда летом стекаются тысячи отдыхающих. Много лет как заморожено строительство такой станции в бухте Лазурной. Что касается остальных станций - на Санаторной, Улиссе, в бухте Анны, то они требуют как минимум капитального ремонта и обновления оборудования. Да и строительство новых в местах массового отдыха не помешало бы.

Вот почему думается, что к купальному сезону администрация города сможет лишь почистить пляжные зоны, может быть, оборудовать их грибками, скамейками, прочими необходимыми отдыхающему люду постройками. На остальное не хватит ни средств (ведь бюджет не резиновый), ни времени. А ведь решение, кажется, лежит на поверхности. Просто необходимо позволить коммерсантам зарабатывать различными услугами у моря, куда по выходным стекается “одуревший” от городской жары, измотанный рабочей неделей народ. Условие для фирм должно быть лишь одно - содержание в приличном состоянии береговой черты. Как это было в бухте Щитовой, как это сейчас есть в бухте Лазурной.

Последняя, вернее, ее пляж, а еще точнее - песок, в прекрасном состоянии. Не хватает тех же грибков да той же спасательной станции. А впрочем, и туалет тут один на всю двухкилометровую длину, что неизбежно заставит массы справлять нужду в море. Да и кабин для переодевания могло быть побольше.

Вечно у нас так: ни одно, так другое, не в лоб, так по лбу. А вообще-то, не кривя душой, на Лазурной позагорать можно: и песок достаточно чист, и сервис-торговля кое-какая имеется, и купаться санэпидслужба пока разрешает. По большому счету нам, простым смертным, ничего и не надо.