Кандидат моря
...Оказывается, очень трудно писать про людей, которых знаешь уже много лет. Ведь в оперативной журналистской работе как - поехал в командировку, встретился с человеком, просидел с ним несколько часов за разговором и все - садишься писать текст. Изображение, возможно, будет одномерным, плоским, но вполне конкретным. Многолетнее же знакомство с героем обрекает тебя на стремление сделать его образ выпуклым, понятным для читателя, насытить рассказ таким количеством деталей и подробностей, чтобы твои незримые собеседники полюбили его, поверили в него так же, как ты.
С Вадимом Ивановичем Абоносимовым мы знакомы почти 20 лет.
Про человека с такой биографией рассказывать можно бесконечно. Начать хоть с того, что по профессии он - капитан-ледокольщик. А таких специалистов - и об этом говорит сухая статистика - вдвое меньше, чем космонавтов. Он родился в 28-м, его поколение ровно на год не успело на войну, может быть, именно это его и сберегло для полярки. Но откуда мог знать красноярский школьник про Арктику? Ведь узнал же откуда-то и в 46-м, едва получив в руки аттестат зрелости, поехал в Ленинград поступать в высшее арктическое морское училище имени адмирала С. О. Макарова. А еще через шесть лет, получив диплом и пройдя военную стажировку на Северном флоте, прибыл во Владивосток, в распоряжение службы кадров Восточного арктического морского пароходства (ВАМП).
...Сейчас-то названия эти мало кто помнит, мало кто знает. Нет больше в Ленинграде арктического училища, нет во Владивостоке арктического пароходства - последнее в соответствии с решением правительства в 1957 году было слито с ДВМП. И все-таки пять лет успел захватить Абоносимов чистой полярки. Ему повезло. В арктическом пароходстве было тогда у кого поучиться азам работы за Северным полярным кругом. Еще были живы и работали такие асы, такие легенды освоения Восточной Арктики, как Федосеев, Любченко, Лютиков, Хлебников, Готский, Инюшкин (Николай Федорович, дай бог ему здоровья, пожалуй, последний оставшийся в живых из той плеяды). Еще работали во льдах маломощные по нынешним временам, а тогда казавшиеся красавцами многотрубные угольщики - ледоколы “Сталин”, “Молотов”, “Каганович”. Вскоре их попереименовывали - кого в “Адмирала Макарова”, кого в “Адмирала Лазарева”. К слову, именно с трехтрубного “Адмирала Макарова” и началась в 59-м году капитанская карьера Вадима Абоносимова. Вообще, надо сказать, что имя Степана Осиповича Макарова стало в судьбе Абоносимова знаковым: училище имени Макарова, первый “капитанский” ледокол “Адмирал Макаров” и, наконец, главное судно его жизни - великолепный дизель-электроход, современный ледокол финской постройки все с тем же именем на борту.
Был, правда, между двумя “макаровыми” еще новенький ледокол “Ленинград”, который принял Абоносимов в 64-м году и на котором почти 10 лет постигал современную тактику ледового плавания в Восточной Арктике. Ведь наш сектор (от Тикси до Дежнева) - и это знает любой специалист - по условиям плавания является самым трудным и опасным во всем Арктическом бассейне; не сравнить ни с российским же Западным сектором, ни с канадским, ни с гренландским. Атомные гиганты, лихо гарцующие в Баренцевом или Карском морях, приходят к нам и в районе Певека с такой же лихостью теряют лопасти винтов. Потому что здесь своя, куда более сложная тактика движения во льдах. А потому руководить всей махиной, что разворачивалась в Восточном секторе в былые годы, ставили обычно наиболее опытных полярников. Попал, естественно, в их число и Абоносимов, который в
73-м был назначен начальником штаба морских операций в Восточном секторе Арктики. Но высидел он в кресле недолго - год, после чего обратно сбежал на мостик ледокола...
...Я видел его “личное дело”. Считать не стал, поэтому и не знаю, чего там больше - выговоров или благодарностей. “Плюсы”, правда, будут повесомее: орден “Знак Почета” и два ордена Ленина, звездочка Героя Соцтруда, знаки “Почетный полярник” и “Почетный работник ММФ”. Но и “наказания” характерны: большая их часть - за различные нарушения правил плавания во льдах в караване. Спору нет: такие правила пишут очень умные и опытные люди; но уже сидящие на берегу. Но когда у тебя под бортом громоздятся торосы, а снежные заряды так залепляют окна рубки, что не видно якорь-цепи, уложенной на баке, и нельзя из-за пурги поднять на разведку вертолет, - в такой ситуации если соблюдать все правила и инструкции, то караваны придут в порты назначения уже полярной ночью. Тут требуется умение и нестандартно мыслить, и нестандартно действовать. А это значит риск. А за риск начальники задним числом почти всегда наказывают.
...Мне, правда, кажется, что если честно, то Абоносимов гордится своими выговорами не меньше, чем наградами; только никому не говорит об этом...
Что же касается умения нестандартно подходить к решению сложных и неодномерных задач, то, видимо, именно за это качество и избрали моряки пароходства Вадима Абоносимова своим профсоюзным лидером. Тут же, если кто не знает, такая штука: в отличие от заводов, фабрик и прочих береговых организаций в пароходстве действуют одновременно как бы две профорганизации - берегового состава и плавсостава. Потому что если береговой работник может начать “качать права” в любой момент, то моряк, как правило, находится за тридевять земель от родного дома и постоять за него особо некому. Потому и стараются в профком плавсостава выбирать наиболее боевитых, зубастых, принципиальных. Абоносимов же уже целых десять лет этот профком и возглавляет. Надо ли тут комментировать?
Думаю, кстати, что и кандидатом в депутаты городской думы выдвинули его моряки именно потому, что надоели им люди, которые горлопанить умеют больше, чем дело делать, а уж о том, что город у нас морской, знают вообще чуть ли не понаслышке. А вот огромная мудрость и житейский опыт Вадима Абоносимова были бы в городском органе представительной власти совершенно нелишними. В этом я твердо уверен.