Здравоохранение в коме?
Наша газета проблемам здравоохранения уделяет много внимания, однако вопросов, связанных с этой отраслью, меньше не становится, как не становится меньше и тех, кто считает, что медицинские услуги в Приморье оказываются из рук вон плохо. Сегодня некоторые письма, пришедшие в "В", комментирует руководитель департамента здравоохранения администрации ПК Владимир УШАКОВ.
Наша газета проблемам здравоохранения уделяет много внимания, однако вопросов, связанных с этой отраслью, меньше не становится, как не становится меньше и тех, кто считает, что медицинские услуги в Приморье оказываются из рук вон плохо. Сегодня некоторые письма, пришедшие в "В", комментирует руководитель департамента здравоохранения администрации ПК Владимир УШАКОВ.
В пригороде Владивостока, в Садгороде, долгие годы функционировал курорт всесоюзного значения, грязелечебница. Здесь поправляли здоровье тысячи людей, одновременно курс лечения проходили 1500 человек из разных мест. Это были шахтеры, рыбаки, строители, воины-афганцы... Их обслуживали врачи высокой квалификации. Были построены жилые корпуса, отличная столовая, мощная котельная и пр. Но с перестройкой все изменилось - новая власть посчитала курорт ненужным. Сейчас страшно смотреть на выбитые окна и двери, на котельную, от которой остались только стены. В поселке, в котором проживают бывшие сотрудники курорта, нет даже отопления. От знаменитой грязелечебницы практически ничего не осталось. Что делают власти предержащие, как они заботятся о людях?
Владимир Дзюмисюк
В. У.: Садгород в свое время действительно был здравницей союзного значения, процветающим курортом, где функционировало более 1000 коек. В то время он работал круглогодично. Этот курорт, как и многие здравницы Приморского края, принадлежал профсоюзам. Но с происходящими в экономике страны изменениями существенно повысилась стоимость проезда, в результате чего многие уже не могли доехать до столь привлекательного в плане лечения места. Возросла и стоимость путевок. Даже сохранившиеся профсоюзы перестали давать своим членам путевки на льготных условиях, санатории и курорты перешли на самоокупаемость. Садгород, как и многие ему подобные, не смог привлекать достаточное число отдыхающих, следовательно, стал нерентабельным. Конечно, есть часть курортов, которые смогли выжить благодаря своим предприимчивым хозяевам. Но Садгород из-за своих размеров не попал в число преуспевающих. Поэтому в силу экономических обстоятельств его закрыли. И вот уже более 10 лет он не функционирует. В том виде, в каком он существовал, профсоюзы вряд ли когда-нибудь смогут его восстановить. Лечение грязями теперь проводится в других, действующих на сегодня учреждениях, которые благодаря системе обеспечения санаторно-курортным лечением федеральных льготников успешно ведут свои дела. А так как санаторнокурортные учреждения никогда не входили в систему здравоохранения, изменить что-либо мы не можем. Будем надеяться только на предприимчивых людей, которые способны возродить к жизни действительно уникальный курорт.
Моего внука Алексея Черей через объединенный военный комиссариат Уссурийска направили во Владивосток в Приморский краевой диагностический центр (отделение нейрофизиологии) на обследование. За услуги с него взяли 1000 рублей. Понимаю, если бы обследование мы захотели сделать по своей инициативе, но в данном случае военкомат - орган государственный. У его матери двое детей, одна их воспитывает, работает в госпитале санитаркой, зарплата маленькая.
Внук же учится в девятом классе, откуда у него средства?
Если деньги не будут возвращены, я вынужден буду обратиться к министру обороны.
Мог ли прадед, погибая в Великой Отечественной войне, подумать, что правнук, призываясь защитником Отечества, должен будет выложить немалую сумму из нищенских доходов матери и дедовской пенсии?
Виктор Черей
В. У.: Ранее в соответствии с законом о всеобщей воинской обязанности за все, включая оплату работы врачей призывных комиссий, обследование призывников в других лечебных учреждениях, должны были платить военкоматы. Однако в последние годы у них не хватало средств, нередко материальные тяготы ложились на семьи самих призывников. С 2006 года изменились условия платы за медицинское обследование по направлению военкоматов, сейчас оно должно проводиться в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации. Однако порядок оплаты до сих пор не отработан. Мы обратились в Минздравсоцразвития и Федеральный фонд ОМС с просьбой дать разъяснения, подлежат ли оплате данные виды обследования за счет средств обязательного медицинского страхования. Пока разъяснения не получены, прошу Виктора Федоровича обратиться непосредственно ко мне. С данным конкретным случаем будем разбираться.
17 лет назад во Владивостоке был организован международный центр акупунктурной и традиционной медицины, который одно время назывался Приморским краевым центром традиционной медицины, а с этого года - вновь международным центром. Но дело не в названии. Главное - там работают уникальные специалисты, у которых ежемесячно лечатся до 300 пациентов, от самых маленьких - из роддома до тех, кто оказался в реанимации. Это единственный в России центр, где оказывают помощь людям с экстренной хирургической патологией. Почему это учреждение, столь нужное больным, решили ликвидировать? На наш взгляд, это непродуманное и жестокое по отношению к страдающим людям решение.
Пациенты центра
В. У.: В соответствии с Положением о центре его работа должна была осуществляться на принципах нового хозяйственного механизма в здравоохранении, то есть на принципах хозрасчета. Однако все прошедшие годы он не являлся самостоятельным юридическим лицом и ежегодно финансировался из средств краевого бюджета как структурное подразделение краевой клинической больницы, расходы на его содержание предусматривались в общем бюджете учреждения. Следовательно, деятельность центра не соответствовала утвержденному Положению. В настоящее время администрация больницы не видит необходимости и целесообразности в организации хозрасчетного подразделения, так как во Владивостоке достаточно лечебных учреждений, оказывающих помощь традиционными методами восточной медицины на коммерческой основе. Поэтому издан приказ о прекращении деятельности центра, однако при этом он не сворачивает свою работу, а лишь преобразовывается в рефлексотерапевтический кабинет больницы. Поэтому пациенты могут не беспокоиться - никаких изменений они не почувствуют.
Создается впечатление, что узких специалистов в поликлиниках не осталось. Приходится записываться к ним заранее, выстаивать очереди, а порой и идти в другое медицинское учреждение. Мне, в частности, в течение нескольких дней не удавалось попасть к окулисту. Неужели не хватает врачей, и куда деваются выпускники медицинского университета?
Александр Стрельцов
В. У.: Во Владивостоке, как, к сожалению, и во многих других местах, отмечается дефицит медицинских кадров, в том числе и узких специалистов для работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Это связано в немалой степени и с тем, что заработная плата врачей первичного звена достаточно низкая, следовательно, такие рабочие места не привлекательны для выпускников вузов. Сегодня в рамках национального проекта "Здравоохранение" предпринимается попытка повысить зарплату узких специалистов. Они будут привлечены к дополнительной диспансеризации работающего в бюджетной сфере населения в возрасте от 35 до 55 лет, а также тех, кто трудится на предприятиях с вредными условиями. Государство берет на себя ответственность именно за работающих в бюджетной сфере. Те же, кто трудится на коммерческих предприятиях, не предоставляющих своим сотрудникам полис медицинского страхования, должны позаботиться о себе сами, то есть покупать полис ОМС или же платить частным врачам. К узкому специалисту, к сожалению, в настоящее время действительно приходится записываться заранее. Если в поликлинике нет какого-то врача, больного обязаны направить в то медицинское учреждение, где он есть.
Автор: Записала Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"