Кому владеть Востоком?

18 апреля на наших страницах был опубликован материал под заголовком "Владеть Востоком", автор которого - социолог Игорь Романов, давний знакомый "В". Ранее житель Уссурийска, сейчас Игорь Анатольевич работает в Москве, возглавив в прошлом году проект "Берег России", главная задача которого - способствовать созданию условий для целевого заселения Дальнего Востока России.

11 май 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1945 от 11 май 2006

18 апреля на наших страницах был опубликован материал под заголовком "Владеть Востоком", автор которого - социолог Игорь Романов, давний знакомый "В". Ранее житель Уссурийска, сейчас Игорь Анатольевич работает в Москве, возглавив в прошлом году проект "Берег России", главная задача которого - способствовать созданию условий для целевого заселения Дальнего Востока России. Не так давно идеи Романова взял на вооружение полпред президента в ДВФО Камиль Исхаков, активно занимающийся проблемами демографии; через месяц в московском "Президент-отеле" состоится большая конференция на эту тему, в которой примут участие влиятельные ученые и политики. Сегодня мы в порядке конструктивной полемики публикуем с незначительными сокращениями открытое письмо Игорю Романову, которое написал известный в Приморье краевед Юрий Филатов.

* * *

Начну с цитаты: "Вполне естественно, что китайцы легально и нелегально устремляются в приграничные регионы Дальнего Востока и в первую очередь в Приморье... Тащат от нас соседи все, что необходимо для жизни простого китайца: лес, рыбу, медвежьи лапы, тигриные усы, трепанг, женьшень и кедровые орехи... Земли ведь здесь благодатные, богатые ресурсами, а настоящих хозяев нет. Как свидетельствуют различные соцопросы, местные жители по своему складу большей частью - живут лишь бы сегодня прибыль получить, а завтра пусть хоть тайга сгорит". Уверяю Вас, г-н Романов, китайцы ничего не тащат. Все перечисленное Вами они покупают у различных российских ООО или частных лиц. Дозволенное спокойно пересекает границу, контрабанду стараются ловить. Мне неизвестно ни одного случая, чтобы китайский охотник добыл тигра или леопарда, завалил медведя или пантача. Самое большее, на что способен китаец в нашей тайге, - отловить и засушить пару тысяч лягушек. А вот российских пограничников они настолько не боятся, что бросаются на них с ножом. Милиции, кстати, тоже. И одного сотрудника ФСБ во владивостокском отеле "Амурский залив" избили, так как считают себя в нем хозяевами. Какой же выход из этой ситуации видит Романов?

Цитата: "Речь идет о поэтапном, но интенсивном и стремительном заселении юга Дальнего Востока, в частности Приморья, пророссийски настроенными гражданами, которые могут стать постоянными настоящими хозяевами своих территорий. Это означает государственную поддержку в первую очередь добровольных мигрантов, готовых к долгосрочному проживанию в восточных регионах ради реализации собственного дела, проекта, способствующего развитию территории заселения и укреплению влияния России в АТР. Для этого надо, чтобы государственными гарантиями целевым переселенцам стали наделение их землей под конкретный проект, предоставление беспроцентного кредита, снижение налогообложения...".

Возникает вопрос: а почему бы тем, кто является жителем Приморья в третьем, а то и в шестом поколении, не создать таких условий? Не надо оплачивать переезд на ДВ, дожидаться, пока мигранты обживутся. Но почему-то новые землевладельцы вздохнуть не успели, как у их кошелька появились "семеро с ложкой": один с налогом, другой с пистолетом, третий с судебным решением. И у каждого - одно требование: плати или пошел вон! Каждый из молодых предпринимателей знает, что у налоговой один разговор: плати, плати, плати. Потому и выгоднее иметь дело с китайцами: налоговиков можно игнорировать.

***

Кого желательно видеть г-ну Романову среди новопоселенцев? Цитата: "Приморью нужны новаторы, высококлассные профессионалы, способные надолго обосноваться на новом месте и создать основу для формирования постоянного населения. Для них требуются новые инвестиционные проекты, включающие в себя современные компактные поселения - малоэтажные экологичные городки по типу наукоградов, бизнес-комплексов". С городками у нас проблем не будет. В тайге от армии их осталось более чем достаточно. И на Ханкайской равнине места много, но как смогут они реализовать хотя бы два предложенных Романовым проекта?

Первый - рационально обоснованный план эколого-туристического комплекса. Идея далеко не свежая, но г-ну Романову стоило бы задуматься: может ли человек, даже очень эрудированный, не изучив природу и историю края, предложить такой проект? Турбазы, унаследованные от советской власти, кое-где успешно работают. Так может быть, стоит создать условия для их прежних работников, чтобы заняться этим делом?

Второй предлагаемый проект - создание агроцентра. От советского прошлого остались рисовые чеки на Ханкайской равнине и в долине Арсеньевки. "Дальводстрой" миллиарды освоил на их создании. Неужели прежние рисоводы не смогли бы этим заниматься? Но ведь не занимаются - невыгодно.

Г-н Романов согласен, что "на равных условиях в конкурсе проектов могли бы принять участие и местные жители". Но мне все же не ясно, почему нам необходимо везти откуда-то в край молодых, высококлассных профессионалов, должных сформировать новое население. Кого же тогда несколько десятилетий выпускали и продолжают выпускать наши вузы? Неужели это "полуфабрикаты", каких выпускает А. Б., и не нашлось хотя бы тысячи, способных стать научной и творческой элитой края? Для чего тогда существуют ДВО РАН и разного рода НИИ? Может быть, все дело в том, что если "хорошо на московском просторе, видны звезды Кремля в синеве", то на месте, в Приморье, как-то виднее и понятнее проблемы, с которыми сталкиваемся мы, живущие в этом краю и вынужденные по независящим от нас обстоятельствам не столько в нем жить, сколько выживать.

***

Г-н Романов сообщает читателям об интересе, проявляемом к природным ресурсам ДВ промышленно развитыми странами, и усматривает в этом что-то нездоровое, есть ссылка и на английские "говорящие камни". Что-либо нехорошее в интересе к природным ресурсам другой страны не присутствует. Деньги должны работать, и каждый "денежный мешок" должен точно знать, куда их вкладывать, предусмотреть риск инвестирования. Поднадоевший довод о наложении международной опеки на богатство Сибири уже не вызывает даже улыбку. Вряд ли найдется новый Гостомысл с предложением к мировому сообществу: "Приходите и володейте нами, ибо земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет!". А без общенародного на это согласия ни одно иностранное государство связываться с ядерной Россией не рискнет - себе дороже.

Особенно беспокоит Романова интерес к нам Китая - так называемая экспансия. Слово "экспансия" означает расширение, в данном случае влияния. Оно бывает политическим, экономическим или территориальным. Политического влияния Китая на правительство РФ пока не наблюдается, экономически Китай больше зависит от нас, чем мы от него. С засильем китайских торговцев во Владивостоке городская дума еще 100 лет тому назад успешно боролась, но это далеко не экономическая экспансия. На 99 проц. земельных наделов Уссурийского казачьего войска за долю урожая трудились китайцы (манзы), поражая россиян своим трудолюбием. Их бережное отношение к земле породило у приморцев даже поговорку: "А холит он свою бабу, как манза пашню". О возможности территориальной экспансии говорить смешно - Даманский не повторится. При первой же попытке где-то захватить участок российской территории последует ракетно-ядерный удар, после которого районом с наибольшей плотностью населения станет Тибет.

Цитата: "Предотвратить такой вариант освоения наших восточных территорий (имеется в виду приватизация их мировым сообществом во главе с США или Евросоюзом. - Ю. Ф.) можно только путем реализации мощного общенационального макропроекта". И у автора проект готов, прямо "с пылу с жару, два пятака за пару". Цитата: "Перспективным направлением является формирование точек социального и экономического роста в районе шестидесятой параллели. Для этого потребуется интенсивное развитие транспортных коммуникаций, включая строительство Новой трансконтинентальной магистрали от Санкт-Петербурга до Магадана вдоль указанной параллели".

И ведь верно, стоит только взглянуть на карту. На западном конце 60-й параллели - Санкт-Петербург, на восточном она упирается в Магадан. Две такие магистрали мне приходилось видеть. Одну строили после войны, она должна была соединить Салехард на Оби с Игаркой на Енисее. До сих пор там лежат на сгнивших шпалах насквозь проржавевшие рельсы. О второй знают все - это БАМ. Естественно, недостроенный и никому не нужный. А ведь рядом, рукой подать, несметные богатства. Угольный пласт на глубине полметра и толщиной более 50 м, причем уголь - антрацит. До пласта железнодорожное ответвление от БАМа не дотянули всего на километр.

Медь Удаканского месторождения цветметовцам снится только в радужных снах, и железная дорога проходит рядом. Близок локоток... Так стоит ли затевать разговор о каких-то химерических проектах? Нужны знания и опыт специалистов, точно знающих, куда народ надо селить, а откуда выселять, так как уникальной территории грозит уничтожение. Я имею в виду Приморье. Один из приморских вольфрамодобытчиков теперь принялся за тайгу и настаивает на выделении горно-обогатительному комбинату 6 млрд. рублей из краевой и федеральной казны. Горняку как-то невдомек, что он уничтожает один из пяти центров видообразования планеты Земля. Поясню: все виды кленов на земле произошли от вида, появившегося здесь, в Приморье. Когда-то шестым центром видообразования была территория, занимаемая теперь пустыней Сахара. Древние не очень хорошо знали основы биологии. Так давайте займемся сохранением того, что у нас есть, пока не появится настоящий, хорошо продуманный проект заселения Севера, Сибири и Дальнего Востока. А деньги, которыми по проекту Игоря Романова должно быть профинансировано переселение в Приморье, лучше всего израсходовать сейчас на создание условий нормального существования края. Притом не определять с высоты Воробьевых гор ценность того или иного прожекта, а дать возможность подумать об этом самим приморцам. Что касается полпреда президента, то он человек в наших краях новый, временный, Дальний Восток еще плохо знающий, и потому его мнение о проекте Романова - далеко не истина в последней инстанции.

Автор: Юрий ФИЛАТОВ, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"