Финансовые перспективы Приморья: везите грузы, ловите рыбу.
В Москве всем глубоко наплевать на энергетический кризис в Приморье. За него уцепились как за повод, чтобы сменить местное руководство. И мэр Владивостока и губернатор края слишком завязаны на местные структуры, что мешает москвичам по-своему организовать бизнес в Приморье.
В Москве всем глубоко наплевать на энергетический кризис в Приморье. За него уцепились как за повод, чтобы сменить местное руководство. И мэр Владивостока и губернатор края слишком завязаны на местные структуры, что мешает москвичам по-своему организовать бизнес в Приморье.
Появление московского капитала в крае очень осторожное и очень тихое пока больше похоже на разведку. Несколько филиалов московских банков, представительства других финансовых структур. Ознакомительные визиты ушедших в бизнес политиков. Вежливые ответы на на попрошайное региональное:”где же инвестиции?” сводятся к одному - пока еще не время. И только один из визитеров в доверительной беседе обронил:”Да у вас столько денег уже вертится, что на полстраны хватит”.
В самом деле, что это мы все пишем об убыточных шахтах, разрезах с дрянным углем, о скисшей местной энергетике - это неперспективные никому не интересные “внутрикоммунальные” дела. Деньги, которые здесь крутятся только кажутся большими.
Настоящие капиталы делаются и будут делаться во все больших масштабах на перевозках и рыбе.
Южноприморский транспортный узел и дальневосточный рыбодобывающий флот - вот дела на перспективу.
Без названий фирм , которые очень не хотят светиться в печати, мы постараемся обойтись, но без цифр - никак.
С кем торгуем?Точнее, конечно, было бы сформулировать иначе: в какие страны отправляются грузы через местные таможни? В добрую треть всего мира - в 65 стран. Общий объем экспортно-импортных операций за первый квартал достиг почти 300 миллионов долларов только по данным таможенных органов. Это на 31 процент больше , чем в предудыщем году. Объем экспорта 154 миллиона, импорта чуть меньше - 147 миллионов долларов.
Любопытно, что большинство операций производится с Японией. Хотя на государственном уровне то и дело выражается сожаление, что экономические отношения с Японией “затухают”. У России - может быть, а для Дальнего Востока эти связи первостепенны.
Объем операций с Японией достиг 74,5 миллионов долларов, из них экспорт - 56,5, импорт 18 миллионов, к уровню первого квартала прошлого года оборот увеличился на 55,4 процента.
Китай - 62,1 млн.долл., экспорт 39,9, импорт 22,2, рост 69,4 процента.
Республика Корея - 50,9 млн.долл., рост 27,3 процента
США - 40,5 млн.долл, рост 75,9 процента
Индия -14,7 млн. долл. ,рост в 3,4 раза
Сингапур - 14,2 млн.долл.,рост в 3,9 раза.
Почти везде общий объем операций увеличился за счет более активного экспорта. Стоит отметить, что Сингапур вошел в шестерку наиболее важных партнеров вобщем-то случайно, за счет того, что ему удачно продали судно.
Что продаем- покупаем? В Японию - в основном рыбу, лесоматериалы и уголь. Оттуда ввозится медицинское оборудование и автомобили.
В Китай лес и лесоматериалы, отходы и лом металлов. Из Китая - продовольствие , суда и другие плавсредства.
В Индию корабли на слом, из нее - почти ничего, соотношение экспорта и импорта 10 к 1.
Особенностью текущего года стало увеличение в три раза экспорта продукции машиностроения. В абсолютных цифрах эта статья экспорта вышла на первое место, оттеснив традиционно успешный экспорт сырья. Но радоваться здесь особенно нечему и это никак не говорит, что Дальний Восток перестал продавать изделия природы и стал продавать изделия рук человеческих. Просто под рубрику машиностроения попали суда и корабли, которые принадлежали местным морякам и рыбакам.
Мы по-прежнему больше продаем, чем покупаем. Если экспорт по сравнению с первым кварталом прошлого года составляет 167 процентов, то импорт - чуть больше 80.
Любопытно , что импорт из стран ближнего зарубежья еще ниже - около 50 процентов к уровню прошлого года. Все меньше закупается продовольствия на территориии бывшего СССР. Особенно показательна ситуация для Приморья: спад закупок составил 70 процентов. Выгоднее ввозить продукты даже из Австралии, чем с Украины или Казахстана.
Бартерные операции по-прежнему пользуются популярностью. Только в Приморье их объем вырос на 13 процентов, при этом необходимо отметить, что ввозимые товары покрывают едва 82 процента к стоимости экспортируемых.
Показательны цифры по Японии: экспортная сторона контракта превышает импортную более чем в 11 раз.
Рыбу ловят в мировом океане там же и продают.Но самое интересное: мимо таможен прошла рыба и рыбопродукция, которая продавалась “без захода в наши порты”. Стоимость ее по самым скромным оценкам 112 миллионов долларов. Для сравнения, весь экспорт Приморья немногим больше - 154 миллиона долларов. Напомним, что это только за один квартал.
За 1996 год на экспорт по официальным данным было отправлено продукции на 656 миллионов долларов, причем 98 процентов ушло за пределами таможенной границы России. То есть рыба, моллюски, крабы перегружаются в море с борта на борт и государство не получает должных таможенных платежей.
Вице-премьер и министр внутренних дел Куликов, очень этими цифрами интересовался и призывал местные правоохранительные органы поставить “заслон”.
Государство, тем не менее, получает неплохие деньги .
За прошлый год только с одной Владивостокской таможни в федеральный бюджет перечислено 610 миллиардов рублей, а всего с таможен Дальнего Востока - 2 триллиона 271 миллион рублей.
Кто заинтересован в сокращении “челноков”?Постановление правительства номер 808 об увеличении пошлин на “челноков” привело к тому, что резко снизился поток туристов через приморские погранпереходы: за первый квартал текущего года за рубеж выехала только 41 тысяча человек, а в этот же период прошлого года 66 тысяч. В среднем, выезд сократился в 1.7 раза.
Доход туристических фирм за прошлый год составил более 260 миллиардов рублей, а с учетом деятельности структур, связанных с туризмом - гостинниц, транспорта и проч - совокупный доход достигает 1 триллиона рублей.
И мало кто знает, что московские и ленинградские турфирмы по-прежнему пользуются льготами. В результате этого поток туристов и челноков переоринтировался /или был переориентирован?/ на страны Европы, включая Турцию. Через Приморье проходило более 50 процентов всех туристов в Китай, сейчас китайское направление становится все менее привлекательным.
Два года край не может открыть переход Краскино - Хунчунь, единственный в провинцию Дзилинь. Говорят, китайские партийные боссы регулярно выносят выговоры руководству провинции, за то, что этот переход не действует, хотя китайская сторона сделала все. Российской стороне всего-то не хватает 100 тысяч долларов, чтобы достроить городок для таможенников и пограничников, да оснастить таможню просвечивающими устройствами.
Чем меньше людей поедет в Китай, тем больше - в Турцию.
Некоторые выводы.Мы тут, в Приморье, гордимся вчерашним днем.
Какие оборонные заводы, кто всерьез будет вкладывать в них инвестиции, чтобы, может быть, лет через пять их окупить?
Если судить по соотношению экспорта-импорта, наверное, мы богатая страна, потому что продаем много, покупаем мало.
Государство не вкладывает денег в наш край, оно заинтересовано их выкачать.
Порты , таможни, рыба - за ними устремился в край московский капитал. Вслух об этом - ни слова, чтобы не спугнуть.
Автор: Андрей КАЛАЧИНСКИЙ, “Владивосток”