“Малые разрезы” для большой энергетики

Губернатор Евгений Наздратенко вызвался три дня назад сесть за руль груженого американского грузовика “Kenworth”. Достаточно лихо он проехал около километра от разреза “Северная депрессия” до погрузочного железнодорожного комплекса. На площадке около путей губернатор, как заправский водитель-профессионал, свалил на землю с самосвала 13,2 тонны угля. В их числе была и миллионная тонна угля ЗАО “Малых разрезов”.

8 авг. 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №194 от 8 авг. 1997

Губернатор Евгений Наздратенко вызвался три дня назад сесть за руль груженого американского грузовика “Kenworth”. Достаточно лихо он проехал около километра от разреза “Северная депрессия” до погрузочного железнодорожного комплекса. На площадке около путей губернатор, как заправский водитель-профессионал, свалил на землю с самосвала 13,2 тонны угля. В их числе была и миллионная тонна угля ЗАО “Малых разрезов”.

“В” внимательно следит за деятельностью и развитием малых разрезов в Приморье. Строительство “Северной депрессии” с промышленными запасами угля почти в 18 миллионов тонн началось в мае 1995 года, и тогда мало кто был уверен в жизнеспособности нового предприятия. Однако уже в октябре первые добытые тонны Павловского месторождения бурых углей стали поступать населению и в котельные жилищно-коммунального хозяйства центральных районов края.

В свое время “Приморскуголь” не стал разрабатывать “Северную депрессию” из-за большого количества грунтовых вод. Однако на деле завлажненность оказалась в 2 раза ниже. При первоначальном проекте добычи в 450 тысяч тонн в год прямо по ходу работы проект менялся: на 600, а затем и на 800 тысяч. Однако специалисты на основе горно-технических заключений говорят, что миллион тонн в год вполне по силам коллективу.

- На разрезе трудятся всего 163 человека, - рассказал корреспонденту “В” главный инженер подрядной организации ЗАО “Уголь-95” Андрей Дьяконов. - На одного работающего приходится 6200 тонн продукции, что является одним из лучших показателей производительности труда в угольной отрасли России. Для сравнения, на соседнем Павловском разрезе на 1 человека добывается 1 тысяча тонн. Деятельность предприятия основывается на американской технологии труда, когда даже перевыполнение плана считается грубейшим нарушением. К примеру, в мае “Северная депрессия” дала 103 процента вскрышных работ и добычи. Перевыполненные 3 процента никто оплачивать не будет.

Стоимость угля малых разрезов самая низкая на Дальнем Востоке - всего 104 тысячи рублей за тонну. При этом заработная плата достаточно высока для приморской действительности: у водителей самосвалов 3 700 000-3 900 000 рублей, у экскаваторщиков - 4 000 000-4 100 000 рублей. Конечно, задержки с выдачей зарплаты случаются, но не по полгода, как в других горняцких коллективах.

Каждая тонна добываемого топлива расписана на много месяцев вперед. Потребителей дешевого топлива из различных городов и районов только прибывает, и они уже выстроились в очередь за продукцией “Северной депрессии”. Та же миллионная тонна в числе других загружена и отправлена на Владивостокскую ТЭЦ-2. Хотя коллектив разреза и не ориентировался на отгрузку продукции для большой энергетики, но стабильность поставок и дешевизна привлекли “Дальэнерго”.

За 2 года на “Северной депрессии” уже освоено 69 миллиардов рублей, в том числе 54 миллиарда на строительно-монтажные работы. Уже вывезено более 5 миллионов кубометров грунта. Заканчивается подготовка к сдаче второго пускового комплекса разреза. После этого предприятие может смело выходить на производственную мощность под миллион тонн продукции в год.

Конечно, собственными силами ЗАО “Малые разрезы” с таким объемом работ вряд ли справилось. Понадобилась помощь краевой и местных администраций в виде налоговых льгот, выделения земельных участков, кредитования проекта. Государственная компания “Росуголь” помогла техникой. На сегодняшний день на “Северной депрессии” задействовано 14 американских самосвалов, 2 “БелАЗа”, 2 бульдозера и 1 автогрейдер фирмы “Катарпиллар”, шагающий экскаватор и экскаватор ЭКГ-10, несколько погрузчиков, другое горно-транспортное оборудование.

На ближайшие годы малые разрезы станут палочкой-выручалочкой для Приморья, считает Евгений Наздратенко. Закрытие убыточных шахт и высокая стоимость угля на действующих предприятиях, неподъемные железнодорожные тарифы на привозное твердое топливо делают убийственно дорогими производимые в крае тепло и электроэнергию. Только на поставку мазута и угля при действующих ценах для котельных городов и районов требуется 49 миллиардов рублей в месяц, подчеркнул в беседе с корреспондентом “В” губернатор. А наполняемость краевого бюджета в месяц составляет всего 18 миллиардов. Поэтому вся надежда остается только на развитие малых разрезов.

Помимо “Северной депрессии” ЗАО “Малые разрезы” приступило к освоению месторождения “Новопокровское” под Арсеньевым.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, “Владивосток”