Против лома есть приемы

Девиз Всемирного дня защиты прав потребителя в этом году "Потребитель, знай свои права!". Нина Забегаева, специалист отдела потребительского рынка администрации края, уточняет: не просто знай, но и умей их защищать. Нерадивых продавцов, производителей все еще много - и это лишний раз доказали звонки читателей на "Прямую линию" "В".

15 март 2006 Электронная версия газеты "Владивосток" №1915 от 15 март 2006

Девиз Всемирного дня защиты прав потребителя в этом году "Потребитель, знай свои права!". Нина Забегаева, специалист отдела потребительского рынка администрации края, уточняет: не просто знай, но и умей их защищать.  Нерадивых продавцов, производителей все еще много - и это лишний раз доказали звонки читателей на "Прямую линию" "В".

Читайте инструкции!

- Купила по почте лекарство от давления, прочитала - а это, оказывается, биологически активная добавка...  Почему же допускается такая нечестная реклама?
- Новый закон о рекламе, как вы знаете, внес много ограничений в пропаганду БАДов. Применять их как лекарства не следует. И покупать по почте - тем более. БАДы нам необходимы - как поставщики полезных веществ и витаминов. Но для начала внимательно прочтите этикетку.  А там обязательно должны быть предупреждение, что это не лекарство, что препарат прошел государственную регистрацию, и адрес производителя. Если такой строчки нет - продукт подпольный, за качество его никто отвечать не будет.

- Год назад в аптеке купил тонометр на кисть. Через некоторое время понял, что он показывает неверно. Прочел внимательно инструкцию. Написано, что при атеросклерозе (а это как раз мой случай!) прибор непригоден. Заведующая аптекой принять и заменить аппарат  отказалась. А у него еще и манжета плохо прилегает...
- Фактически заведующая права. Принять назад медицинский прибор только потому, что вы не прочли толком инструкцию перед покупкой, она не обязана.
- Я дома прочел...
- Вот это и неправильно.
- А почему мне в аптеке не объяснили, что он не подходит при атеросклерозе?
- В аптеке могут ответить на ваш вопрос, если вы его зададите: Так что будьте впредь внимательнее. Если же прибор неисправен, следует написать претензию в двух экземплярах на имя заведующей. Если гарантийный срок еще не вышел, вы имеете право на замену или ремонт тонометра, или на возврат денег. 

- Купила "Ессентуки-17", меня смутили вкус воды и тот факт, что разлита она в декабре (когда-то я читала, что "Ессентуки" добывают только в теплое время года). Спросила у продавца сертификат, и он меня смутил. И хотя на бутылке был логотип известной фирмы, мне кажется, что это подделка.
- Если на упаковке вся информация - логотип и адрес производителя, срок годности, дата производства, но вас не оставляют сомнения, обратитесь к производителю с письменным запросом. Или позвоните, узнайте, в какой период года производится вода.
Если продукт и сертификат вызывают сомнение, лучше не покупать.

Все-таки лучше посмотреть документы...Не надо бояться суда

- Купил ноутбук, прекрасно работал, через пару недель в квартире мигнул свет, и мой ноутбук сгорел. Магазин в замене отказал. Что делать?
- Для начала отнести ноутбук в ремонт и взять в мастерской справку, что поломка наступила именно в результате скачка напряжения. Затем - установить, в какой именно сети была поломка: внутридомовой или городской. И предъявлять претензию - либо энергоснабжающей организации - Владивостокскому предприятию электрических сетей, если скачок был в городской сети, либо управляющей компании, если во внутридомовой. К претензии нужно приложить копию заключения из мастерской. Претензию можно отправить заказным письмом с уведомлением или отнести лично - в этом случае на ней обязаны сделать отметку: дата приема, кто принял и так далее. Если ответ будет отрицательным или его вообще не будет - следующим шагом станет суд.
Установить, где случился перепад напряжения, непросто, но возможно. Нужно позвонить в аварийную службу, узнать, были ли обращения, затем - в предприятие электрических сетей.

- Купила сапоги, через месяц от них отлетела подошва. Хозяйка бутика отказалась заменить обувь, сказала - мол, плохо носили. Хочу сделать экспертизу за свой счет, где это можно сделать?
- Какой у вас гарантийный срок на сапоги?
- А он вообще нигде не был указан.
- По закону экспертизу в течение гарантийного срока проводить обязан продавец. Если срок не установлен, то в пределах двух лет бремя доказывания ложится на покупателя. Провести экспертизу во Владивостоке можно в Торгово-промышленной палате (Океанский проспект, 13 а) или в Бюро судебных экспертиз (Партизанский проспект, 28 а). Стоимость - почасовая. Но сначала вам необходимо обратиться в бутик и потребовать, чтобы на вашем экземпляре претензии продавец написала: они отказываются проводить экспертизу и не возражают, если вы ее проведете сами. Без такой пометки в Торгово-промышленной палате заявку у вас не примут.
- Да, еще и за экспертизу денежки выложи, и сходи...
- Вы уверены, что вашей вины в порче сапог нет?
- Да!
- Тогда не сомневайтесь, защищайте свои права! Если экспертиза установит, что это производственный дефект, магазин вернет деньги и за сапоги, и за экспертизу. А если добровольно не захотят, суд станет на вашу сторону, еще и за моральный вред, и штраф взыщет.
 
- Купила шубу на "Кожаной улице" в ноябре. Потом попала в больницу, не носила ее. В первый раз 20 января надела - и ахнула: шуба бракованная, петли при ходьбе расстегиваются, вся перекособоченная... В магазине мне сказали: обращайтесь в суд.
- То есть вы написали претензию, принесли в магазин, и вам отказали?
- Да, говорят: все из-за того, что я укоротила подол шубы, сделала подгонку.
- Если вы внесли конструктивные изменения в шубу, продавец вправе не принять ее назад...
- Но у меня вот справка из ателье есть, что дело не в обрезке подола, а в неправильном крое.
- Вашу ситуацию может разрешить только суд.
- Ага, и пошлину платить.
- Люди, подающие в суд иски по защите прав потребителей, пошлину не платят. 
- Я больна, мне трудно.
- Обратитесь во Владивостокскую общественную организацию по защите прав потребителей (Красноармейский переулок, 5), там юрист поможет  составить заявление в суд. И уже судья назначит экспертизу.
- За меня это никто не может сделать? Отдел по защите прав потребителей, например?
- Нет. Только вы.

Уж здесь концов точно не сыщешь...- Купила пылесос. В течение  месяца выяснилось, что он отключается во время работы. Обратилась в компанию с просьбой разобраться. Пылесос приняли в ремонт, но неисправность не устранили. Так было трижды. Написала заявление с просьбой заменить пылесос на новый или вернуть деньги, но в компании пытаются всучить мне старый с замененной схемой. Как быть?
- Компания обязана удовлетворить требования, заменить пылесос или вернуть деньги. Если это не будет сделано, рекомендую обратиться с иском в суд и взыскать стоимость пылесоса, неустойку и моральный вред.

- В торговом центре "Гранд" приобрела полуботинки. На следующий день решила вернуть, потому что дома не смогла их надеть. Человек я пожилой...
- Как же вы их примеряли в магазине?
- А продавец сама мне их надела и застегнула... Принесла я туда обувь, претензию написала, все как положено. Так продавец с хозяйкой бутика на меня накричали, ботинки отобрали, позвали охранника и выставили на улицу. Сказали: идите в суд, если товар качественный, то возвращать вы не имеете права...
- Вас ввели в заблуждение. Потребитель может вернуть товар, если он не подошел по цвету, фасону, размеру и габаритам. Ваши права явно нарушены.
- Уже два месяца прошло, я хожу в старых ботинках, и денег мне не вернули.
- Это ужасно. Запишите мой телефон, позвоните мне, постараюсь вам помочь. Составим заявление в суд. И не бойтесь, дело вы наверняка выиграете.
- Я в больницу попала из-за волнений этих.
- Обязательно все справки возьмите, чтобы взыскать моральный вред. Нужно наказывать таких предпринимателей.
- Благодарю вас.

Продолжение в номере "В" за 22 марта.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), "Владивосток"