Молчание цыплят
Психоз, охвативший немалое число жителей планеты в связи с появлением великого и ужасного птичьего гриппа, уже начинает раздражать. Рискну в порядке бреда высказать крамольное мнение о том, что на самом деле никакого птичьего гриппа нет. А есть, говоря словами классиков, много шума из ничего и буря в стакане воды. Устроенная из вполне понятных коммерческих интересов.
Психоз, охвативший немалое число жителей планеты в связи с появлением великого и ужасного птичьего гриппа, уже начинает раздражать. Рискну в порядке бреда высказать крамольное мнение о том, что на самом деле никакого птичьего гриппа нет. А есть, говоря словами классиков, много шума из ничего и буря в стакане воды. Устроенная из вполне понятных коммерческих интересов.
Вот, например, Сергей Лисовский, известный в 90-е своими PR-подвигами вплоть до обслуживания Бориса Ельцина, а ныне скромно работающий председателем совета директоров "Моссельпрома", заявляет: "Шумиха в российской и иностранной прессе вызвана искусственно, чтобы подорвать доверие потребителя к продукции собственного птицеводства". Просто начало возрождаться отечественное птицеводство, а заокеанским конкурентам это, естественно, не понравилось. О том же говорит и Владимир Иванков - автор Интернет-издания Inforos: "Исходя из известного принципа "кому выгодно", трудно отделаться от ощущения, что главной заинтересованной стороной во всей этой ситуации выступают США - крупнейший мировой производитель и экспортер куриного и прочего птичьего мяса".
Кое-кто и за океаном говорит примерно то же самое. Американский публицист Рудольф Шнайдер уверен, что истерика вокруг несуществующей болезни выгодна фармацевтическим компаниям: "Каждый год "эксперты по здоровью" навязывают всем прививки. Это мертвая версия того штамма вируса, который, как ожидается, придет в США между ноябрем и апрелем. Печальный факт состоит в том, что каждый новый штамм обычно зарождается в Азии весной, а когда к зиме достигает США, он уже так сильно мутировал, что имеющаяся вакцина, которую всем дают, полностью бесполезна: Птичий грипп и сопровождающая его шумиха в прессе - всего лишь преувеличение. Не позволяйте себе втягиваться в эту ерундовую истерию. Заразность птичьего гриппа минимальна, а смертность от него - низкая".
Я, конечно, не специалист в области медицины, зато специалист в области информации и пропаганды. А птичий грипп, как мне кажется, явление в большей степени информационное, нежели медицинское. Развитие средств коммуникации привело к тому, что мы вроде бы знаем обо всем в мире, но знаем из отраженных источников. Картина мира современного человека формируется СМИ, прежде всего телевидением: есть событие на телеэкране - значит есть оно и в жизни. Но телевизионная реальность сильно отличается от настоящей:
Вовсе не обязательно миф о птичьем гриппе создан масонами. Ведь это просто хороший информационный повод, который "на ура" продается и покупается из-за особенностей психологии человеческого восприятия: грипп опасен, и о нем можно сообщать ежедневно. Людям нужны острые ощущения. А главное - птичий грипп, реальный или мнимый, добрался до так называемого цивилизованного мира. Если бы голод или экономический крах грозил исключительно странам третьего мира, европейцам такие сообщения были бы неинтересны.
"Вся информация о птичьем гриппе - это в первую очередь плохая новость для птиц, а не для людей, - сообщили прессе ученые из Университета Гонконга. - Статистически у каждого из нас намного больше шансов погибнуть от сердечного приступа, чем от нападения акулы, но новость о том, что в водах вокруг Гонконга объявились акулы, вызовет куда больше внимания, чем новость о повышении уровня сердечно-сосудистых заболеваний". Если бы с телеэкрана нам говорили о других напастях - разработке ядерного оружия коренными жителями Антарктиды, приближении смертоносной кометы, всплеске ксенофобии на Чукотке, отравлении апельсинами и т. п. - эффект был бы таким же.
Вероятно, птичий грипп все же существует, но его трактовка в СМИ совершенно неадекватна реальному заболеванию. Которое, кстати, называется "грипп птиц" - еще одно доказательство чисто информационной природы массового психоза ("грипп птиц" в эфире произносить труднее, чем "птичий грипп" - попробуйте сами). Нагнетание страстей выгодно конкурентам птицеводов, производителям нептичьего мяса, фармацевтам, ученым, получающим средства на актуальные изыскания. Кто-то решил превратить реально обнаруженный вирус в грозу цивилизации, а может, имела место и биологическая диверсия с последующим информационным сопровождением. Можно выдвинуть и иные предположения: "птичьим гриппом" людей пытаются отвлечь от других, гораздо более реальных мировых проблем. Или же вообще проводится глобальный эксперимент над массовым сознанием, обкатываются новые механизмы манипуляции человечеством:
Мне кажется, что птичий грипп - очередной миф, созданный на грани реальности и фантастики. Как, например, недавняя "атипичная пневмония". Или, не побоюсь этого слова, "международный терроризм", сильно помогший борцам с ним (нужен же был Америке формальный повод в очередной раз вмешаться в дела "нефтяной кладовой" планеты). Какую-то опасность новая напасть, наверное, представляет. Но гораздо больше риск умереть от обычного гриппа или самой типичной пневмонии, или туберкулеза. От травмы, полученной в ДТП или на обледеневшей лестнице, от пьяных подвигов, от старости, от инсульта или рака. Птичий грипп в этом списке занимает очень далекое место. Где-нибудь между опасностью разбиться в авиакатастрофе или умереть от ужаса, увидев привидение.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"