Дайте крестьянину подняться

Еще несколько лет назад Хорольский район можно было назвать районом промышленным, имея в виду Ярославский горно-обогатительный комбинат. Налогами он более чем на 80 процентов заполнял местную казну. Но сегодня гигант в глубокой спячке, контрольный пакет его акций за пределами Приморья. Земля-кормилица - единственная надежда 40-тысячного населения района. Это единодушно утверждают сегодняшние наши собеседники. И все же взгляды на проблему у них отличаются.

12 нояб. 1996 Электронная версия газеты "Владивосток" №19 от 12 нояб. 1996

Еще несколько лет назад Хорольский район можно было назвать районом промышленным, имея в виду Ярославский горно-обогатительный комбинат. Налогами он более чем на 80 процентов заполнял местную казну. Но сегодня гигант в глубокой спячке, контрольный пакет его акций за пределами Приморья. Земля-кормилица - единственная надежда 40-тысячного населения района. Это единодушно утверждают сегодняшние наши собеседники. И все же взгляды на проблему у них отличаются.

Первое слово руководителю районной потребительской кооперации, признанной по итогам полугодия лучшей в России.

Геннадий ДРОБКОВ,
председатель правления райпо:
Глупо платить китайцам, когда свои без работы

 Сегодня наши предприятия выпускают продукцию 80 наименований: мясных - 8, кондитерских - 25, хлебобулочных - 20. Даем самую дешевую в крае сметану - 11,8 тысячи рублей за килограмм, рыбу коптим. Приобрели голландскую линию по производству твердого сыра, в январе пустим ее в работу. Не закрыли ни один из 37 сельских магазинов, хотя они убыточны. Больницу снабжаем, а ведь и за ней долг около 100 миллионов. За последние 6 лет построили молочный цех, склады, используя прежние помещения, оборудовали мясокомбинат, консервный цех.

Главное препятствие, которое мешает многим в районе, - неразворотливость, ожидание "дяди", который придет и все за нас сделает. Взять завод сухого обезжиренного молока - СОМ. Он рассчитан на переработку в смену 80 тонн сырья, перерабатывает 8. И это при том, что многие крестьяне молоко спаивают свиньям. Мороженое из Хабаровска возим! Я предлагал руководству завода купить их контрольный пакет акций. Не согласились - мол, выкрутимся сами. А в районе из 23 тысяч коров 2 тысячи осталось. Как выкручиваться будем? К примеру, иное сельхозтоварищество платит китайцам 60 миллионов за сезон. Ну и что, продали выращенные ими овощи, деньги на зарплату своим пустили и снова без денег... На перспективу не хотят работать.

Сейчас во многих хозяйствах появляются свои крупорушки, прессы для производства растительного масла. Но ведь эксплуатируют их технически неподготовленные люди, да и работают они месяц-два в году. Мое предложение - создать в районе холдинговую компанию, объединить в одних руках производство сельхозпродукции, ее переработку и сбыт. Вот перспектива для района и его руководства.

Александр ЯКУША,
глава администрации района:
Мы придем во Владивосток с фирменной продукцией

 Положение на селе тяжелое. За минувшие годы цены выросли на все, только не закупочные. И государство, и предприимчивые дельцы продолжают забирать у крестьян их продукцию за бесценок. И если в селах, стоящих вдоль больших дорог, еще можно продать проезжему горожанину ведро картошки, то в глухих Сиваковке, Вознесенке, например, и на это рассчитывать не приходится. Вот почему, несмотря на бедность районной казны, несмотря на то, что ГОК должен нам 31 миллиард налогами, мы всеми силами поддерживаем райпо. Чтобы не бросил Дробков магазины в селах, чтобы кормил больных. А поддержка эта заключается в освобождении потребкооперации от налогов на 90 процентов! Нам эти деньги пригодились бы на зарплату учителям, врачам. Детские не платим с начала года... Сейчас идут переговоры о передаче одного из престижных магазинов Владивостока в качестве фирменного Хорольскому району. Это многого стоит.

Дальнейшую работу вижу в двух направлениях. Первое - продолжение сотрудничества с продовольственной корпорацией Приморья. В производстве зерновых прогресс наметился. Помогает товарный кредит в виде семян, горючего, удобрений, гербицидов. Очень надеюсь, что теперь корпорация повернется и к животноводству. Конечно, оно более трудоемко, но ценно не только мясом и молоком - животноводство позволяет получать "живые" деньги круглый год. И в отличие от растениеводства также круглый год дает крестьянину работу. Знаю, в приморской продовольственной корпорации есть планы обратиться к материально-техническому обеспечению села. Но эту работу как-то выполняет агроснаб, а массированная поддержка нужна в первую очередь животноводству.

Второе направление - это создание ассоциации предприятий по совместной деятельности, которая бы и занялась всем процессом от земли и пастбищ до маринованных огурцов и сыра. 10 октября у нас был большой совет, который поручил руководителям управления сельского хозяйства, райпо и ТОО "Петровичанское" в 2-месячный срок выработать условия создания ассоциации. Но у ассоциации, в отличие от холдинговой компании, не будет статуса юридического лица. Тут есть свое преимущество.

Да, немало у нас еще иждивенчества. Взять тот же СОМ, не выплачивающий сельхозтовариществам деньги за молоко, или АО "Сириус", проваливающее материально-техническое обеспечение хозяйств. Контрольный пакет акций этих предприятий за бывшими совхозами. Так убирайте слабых руководителей, говорю им, принимайте иные меры. Вы же хозяева. Есть у меня претензии и к собственному управлению сельского хозяйства - надо распространять опыт лучших товариществ района.

Виктор ЗОРЬКИН,
председатель совета ТОО "Приморье":
У нас много помещиков, мало управляющих

 Если бы в прежние, "застойные" годы мы закончили сезон с такими показателями, как нынче, нас бы, наверное, назвали победителями социалистического соревнования. И жили бы мы лучше, чем сейчас.

4 года назад я согласился на эту должность, думая, что как-то изменится отношение государства к селу. Ничего не меняется. Наверху, видно, не знают, что с нами делать. А до сих пор не ухожу с должности, потому что вижу: мы сами можем кое-что изменить. Вот уже нынешней осенью сумели поднять 3500 га зяби. И сои больше всех убрали. По итогам сезона лучший механизатор получил

4 миллиона рублей и 8 тонн зерна. Он же нынешней осенью при нашей-то технике вспахал 600 гектаров земли! Значит, смогли заинтересовать людей.

Меня, честно говоря, удивило первое место хорольской потребкооперации. Вы загляните в наши сельские магазины, это что же за бардак в стране, если мы лучшие? Но не только к Москве у нас вопросы. Есть и к своим. В основном базу райпо создавали на общие совхозные еще деньги. И мы хотим более справедливого отношения к себе. Сейчас что получается? В товариществах за бесценок берут молоко, мясо и даже этих малых денег не возвращают. Почему райпо, имея живые деньги, рассчитывается с нами хлебом? Мы, кстати, скоро хлеб начнем печь сами и лучшего качества. Вынуждают нас и молоко, и мясо возить в город самостоятельно. Но ведь эта самодеятельность каких расходов стоит! Почему многие руководители хозяйств боятся создания холдинговой или какой-то другой подобной организации в райцентре? Все по той же причине - обманут. Изверился народ. Бездельничай да воруй - хуже не будет...

Трудно одолеть такую психологию, но все же сдвиг есть. 2 года подряд мы отдавали корейцам в аренду по 1200 гектаров земли, сами не справлялись. Нынче отдали только 200. Свои работники берутся за ум. Звено в 12-14 человек стало основной производственной единицей. От того, что наработали, десятая часть ваша. Нынче даже шоферов, у которых поменьше работы, собрали в такое звено. А лодырей, которые в других звеньях прятались за чужие спины, объединили в свое отдельное. Смешно, но и они выгнали из своего коллектива совсем уж безнадежных.

К сожалению, нахлебничество есть и на уровне руководителей хозяйств. Я таким говорю: вы помещики, прибыли ждете. А надо быть управляющими, создавать ее. Что я хочу от местной власти? Пусть наш опыт или "Петровичанский", к примеру, распространят в других местах. Пусть продовольственная корпорация разворачивается быстрее, она постоянно опаздывает с удобрениями и гербицидами. Не дело, когда столько заводов осталось без работы, а мы покупаем детали к технике у спекулянтов втридорога. Неужели нельзя дать им заказ?

Не знаю, кто, дума или еще какой-то орган, но надо на местном уровне определять минимальную цену сырью, производимому нами. Надо дать крестьянину возможность подняться. И тогда мы свою землю будем обрабатывать сами. И овощи у нас будут свои, и молоко, и мясо.

Автор: Александр ЛОСЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"