Светлый лик на фоне свинарника
Войны не раз являли миру метаморфозы, когда красавцы атлеты, не выдержав испытаний, ломались, становясь предателями. А несуразные очкарики, внешне хилые, становились героями, пройдя суровые испытания.
Войны не раз являли миру метаморфозы, когда красавцы атлеты, не выдержав испытаний, ломались, становясь предателями. А несуразные очкарики, внешне хилые, становились героями, пройдя суровые испытания.
Премьера драматического театра Тихоокеанского флота "Чморик" навеяла серьезные, глубокие размышления, что в последнее время, к сожалению, нечасто случается со зрителями Владивостока.
Главный режиссер театра Станислав Мальцев нашел удачную пьесу (автор Владимир Жеребцов), не только украсившую репертуар военного театра, но и подарившую актерам отличный драматургический материал. И хотя события происходят в далеких казахских степях, в районе Байконура, а главные герои пьесы всего-навсего солдатики, приставленные к свинарнику, поднятые проблемы касаются нашего существования в целом. Не случайно говорят, что истоки дедовщины надо искать на гражданке.
Сохранить человеческое достоинство, не растратить себя, свои принципы в самых сложных, нечеловеческих обстоятельствах - основная мысль спектакля. Режиссер-постановщик сумел сказать об этих важных вещах простым языком, нигде не становясь на котурны, внятно и взволнованно.
Актеры, занятые в "Чморике", абсолютно искренни, эмоциональны настолько, что рисунок образов точен и узнаваем.
Тщедушный интеллигент в нелепо сидящем солдатском обмундировании, для которого зарезать свинью - высшая степень негуманности, нецелованный, неловкий - таким предстает Чморик в исполнении Андрея Касницкого. И прозвище это такое точное, в общем-то необидное. Ведь именно он, Чморик, тонок и нежен душой, именно он способен заставить окружающих услышать звуки невидимой скрипки, которую, кажется, дарит ему само небо. А главное, он порядочен и абсолютно честен перед самим собой и людьми. Глядя на это чистое создание, еще раз убеждаешься, что главное в человеке не внешняя стать, а нечто глубинное - душа, ум, совесть.
Полная ему противоположность старослужащий по прозвищу Хруст. У Сергея Лисинчука он привлекателен, но примитивен и прост как солдатский сапог. В меру работящий, исполнительный, готовый услужить лейтенанту, Хруст не может устоять перед правом помыкать "солабоном", не ведая о его моральном превосходстве. И только когда страшная, неуправляемая мразь, "дедок", не случайно прозванный Бесом, угрожает их жизни, благодаря Чморику распрямляет свою спину Хруст, пробуждается в нем человеческое достоинство. Приземистый, какой-то кривоногий, зловеще элегантный, Бес в исполнении Романа Колотухина страшен своей дремучей жестокостью. Противостояние звериного начала и духовной чистоты - в центре конфликта спектакля.
Узнаваем лейтенант Алтынов в исполнении Евгения Паленого - уверенный в себе служака, давно махнувший рукой на некие человеческие ценности - кому они нужны в этой дыре:
Своя глубокая внутренняя драма в героине Татьяны Зарюты (буфетчица Анька). Сквозь свою поруганную судьбу она сумела первой разглядеть в молоденьком солдатике навеки закрытую для нее чистоту человеческой души. Искренна, пластична Анна Проскокова в роли сестры Чморика.
Надо отметить, что и второй состав актеров нашел по-своему точные краски к образам. Хруст в исполнении Николая Кулькова - настоящая неотесанная деревенщина с амбициями. Бес Максима Клушина похож на камышового кота, способного к внезапному нападению. Разбитная Анька Александры Пряхи вызывает искреннее сострадание. Трогательно свежа сестра Чморика в исполнении Екатерины Колесниковой.
Впечатляет музыкальное оформление Владимира Синенко, где победные космические марши органично сменяет пленительная скрипичная музыка.
Удачно вписывается в контекст спектакля символ степей - перекати-поле, некие шары из веток, придуманные художником Александром Арсененко. Между тем несуразным выглядит желтый задник в складках, якобы стальная дверь с никчемной приставной деревянной ступенькой.
На сцене предстает истинная драма. Но видит бог, как уже устали все мы от бесконечных не самых вкусных музыкальных и немузыкальных комедий. Как знать, может быть, "Чморик" сумеет растревожить, разбередить привычное болотце, которым подернулись истинные человеческие ценности.
Театр здесь поистине как зеркало, в котором беспощадно отражается наша неуютная и так часто несправедливая жизнь.
Автор: Галина ОСТРОВСКАЯ, специально для "В", фото из архива театра ТОФ