Мы будем жить теперь по-новому...
2006 год обещает нам много нового и интересного во всех общественно-политических сферах. Начнут работу сформированная в последние дни декабря Общественная палата РФ и созданные практически на пустом месте муниципалитеты первого уровня, по новой схеме пройдут очередные выборы в Законодательное собрание Приморского края. Можно предположить, что как-то проявят себя назначенный в ноябре полпредом президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков (пока что он еще даже не появился - в Приморье), а также ряд свеженазначенных новых приморских "силовиков".
2006 год обещает нам много нового и интересного во всех общественно-политических сферах. Начнут работу сформированная в последние дни декабря Общественная палата РФ и созданные практически на пустом месте муниципалитеты первого уровня, по новой схеме пройдут очередные выборы в Законодательное собрание Приморского края. Можно предположить, что как-то проявят себя назначенный в ноябре полпредом президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков (пока что он еще даже не появился - в Приморье), а также ряд свеженазначенных новых приморских "силовиков". Наверняка Москва преподнесет еще немало сюрпризов в дополнение к прошлогодним. Так что, прежде чем говорить о "проблеме-2008", представляется уместным попытаться разгадать "загадку-2006"...
"Переходный возраст" самоуправления
Именно сегодня вступает в силу федеральный закон о новой системе органов местного самоуправления (МСУ). Теперь муниципальная власть станет двухуровневой: поселения на первом уровне, муниципальные районы или городские округа - на втором. Однако далеко не во всех российских регионах система местного самоуправления с января заработает по-новому благодаря дарованной Госдумой поправке к реформаторскому закону №131-ФЗ о праве на переходный период. Вплоть до 2009 года субъекты РФ вправе самостоятельно определять, какие из полномочий, предписанных к выполнению поселенческими муниципалитетами, оставлять "дебютантам", а какие для гарантии выживания населения передать на более высокий уровень. В течение 2004-2005 годов совместными усилиями приморского Законодательного собрания и краевой администрации был принят огромный пакет нормативных документов в качестве юридического сопровождения реформы, а также проведены выборы в муниципалитеты первого уровня (городские и сельские поселения), которых раньше просто не существовало. Однако, по мнению руководства исполнительной власти Приморья, поселения объективно не готовы выполнять возложенные на них функции, прежде всего - формирование и исполнение бюджета, содержание дорог, жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство и землеотвод. Губернатор Сергей Дарькин не раз заявлял, что не уверен в управленческой и финансистской зрелости избранных глав.
Именно поэтому на ноябрьском заседании Законодательного собрания, о чем "В" в свое время сообщал, был принят краевой закон "О порядке решения вопросов местного значения поселений в переходный период". В соответствии с этим документом восемь из 27 полномочий поселенческой власти на время переходного периода передаются с уровня поселений на уровень муниципального района или городского округа. Другими словами, в течение 2006 года созданные с нуля муниципалитеты первого уровня будут существовать в тестовом режиме, а их главы тем временем пройдут своеобразную стажировку "в условиях, максимально приближенных к боевым", прежде чем принять все определенные федеральным законом полномочия на свои неокрепшие плечи. В принципе, изменение перечня полномочий может быть сделано уже в следующем году по итогам "обкатки".
Это решение полностью соответствует букве закона. Тем не менее замполпреда Геннадий Апанасенко, в декабре побывавший в Приморье, отнес Приморский край к "середнякам" в части проведения реформы МСУ. По его словам, в Якутии, Амурской области и Хабаровском крае с 1 января местное самоуправление заработает по-новому "на сто процентов, без всяких переходных периодов". Возможно, это связано с тем, что система поселенческой власти в виде неупраздненных поссоветов по факту существовала там и раньше, а теперь получила новые законодательные рамки. По словам Апанасенко, 2006 год станет переходным не только в Приморье, но и на Камчатке, Сахалине и в Еврейской автономной области. При этом Корякский и Чукотский автономные округа, а также Магаданская область предпочли не рисковать и взяли на переходный период два года. Однако надо заметить, что в "рейтинге" заместителя полпреда присутствует некий правовой нонсенс: на самом деле, переходный период установлен Госдумой один на всю страну и никаких отдельных региональных сроков не предусматривает, в Приморье во всяком случае.
Упомянутые восемь полномочий, временно отобранные у поселений, соответственно лишают их бюджеты наиболее значимых разделов и статей - дотации будут поступать также на второй уровень МСУ. Однако поселенческие власти возлагают бюджетные надежды на свои административные комиссии, начинающие работу с 10 января. Комиссии смогут налагать штрафы на нарушителей закона "Об административных правонарушениях в Приморском крае" и пополнять таким образом казну поселения. На декабрьской сессии ЗС ПК размер наказания по основным составам нарушений увеличен в разы (для юридических лиц - в десятки раз) благодаря губернаторской законодательной инициативе, объективно давшей муниципалитетам дополнительный значимый источник доходов. Другая принятая в декабре поправка в приморский Административный кодекс дает губернатору право определять состав административных комиссий полностью, а не на паритетных началах с местной властью, как это было в законе изначально.
Под партийными знаменами
Если в минувшем политическом году жители крупнейших городов края получили отдых от каких-либо выборов, то в наступившем, 2006 году сполна достанется избирателям на каждой из территорий Приморья. Выборы краевого масштаба будут всего одни - в Законодательное собрание Приморья, но интенсивность предвыборной борьбы и цена победы обещают возрасти в разы. Строго говоря, новый политический год по факту начался у нас еще в сентябре, сразу после парламентских каникул, когда большинство серьезных кандидатов в депутаты неофициально развернули свои предвыборные штабы "по штату военного времени", то есть более чем за год до даты голосования. В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве все выборы в РФ отныне проводятся дважды в год - в марте либо в октябре, во второе воскресенье. В 2006 году это будет 8 октября. Действующему созыву ЗС ПК повезло в том отношении, что в полномочном составе они были избраны не с первой попытки в декабре 2001 года, а лишь со второй, полгода спустя. Иначе бы депутатов пришлось переизбирать не осенью 2006 года, а уже весной. Благодаря былой "недоработке" избирателей полномочия депутатов в конечном счете увеличились на те же полгода.
Ощутимый рост ставок на грядущих выборах обусловлен сразу несколькими кардинальными изменениями в избирательном праве РФ, которые призваны усилить роль партий в политической жизни страны и прежде всего - в органах законодательной власти. Для избирателя наиболее важно, что выборы будут как бы двойными, по двум бюллетеням. В одном из них - привычный список кандидатов-одномандатников, баллотирующихся на мажоритарной основе, во втором - список политических партий, которые получат свою часть мест в краевом парламенте пропорционально количеству отданных за них голосов.
Краевые законодатели, приводя в минувшем году Устав Приморья в соответствие с изменившимся федеральным законодательством, поделили места в ЗС ПК поровну между одномандатниками и партийными списками, оставив практически неизменным общее количество депутатских мандатов. Соответственно вдвое увеличилась территория, приходящаяся на каждый одномандатный округ, и это второй фактор интенсификации предвыборной борьбы. Укрепившимся в своих избирательных округах за прошедшие четыре, восемь, а то и все 12 лет депутатства приморским политикам теперь приходится с нуля осваивать вторую половину своего нового округа, которую в течение нескольких лет старательно окучивал коллега по Законодательному собранию. Эта неминуемая коллизия породила в течение года немало вариантов формирования нового состава ЗС ПК. Требование федерального рамочного закона (не менее 50 проц. по партийным спискам) оставляет самые широкие возможности региональному законодателю. В кулуарах ЗС ПК рассматривалась возможность увеличения численного состава с 39 до 78 депутатов с целью сохранения неизменным количества одномандатных округов. С другой стороны, звучали предложения об избрании всего лишь 20 депутатов исключительно по партийным спискам. В данный момент в Уставе Приморья говорится о 40 членах Законодательного собрания. Но технически еще вполне возможно изменить как численный состав, так и процент партийцев (только в сторону увеличения), собрав квалифицированное большинство голосов в две трети от списочного состава ЗС ПК. Представляется, что определяющей здесь является воля губернатора, который в первой половине прошедшего года однозначно заявил, что удвоения депутатского корпуса не будет, после чего все скандальные спекуляции на эту тему сразу же прекратились.
Возрастающие затраты на предвыборные кампании кандидатов в депутаты, впрочем, должны компенсироваться. Во-первых, со следующего созыва ЗС ПК срок депутатских полномочий увеличится с четырех до пяти лет. Во-вторых, накануне Нового года Госдума приняла во втором чтении законопроект о праве политической партии, победившей на региональных выборах, выдвигать своего кандидата в губернаторы. С окончательным принятием этого законопроекта региональные парламенты смогут не только утверждать кандидатуру, отобранную полпредством президента и представленную президентом РФ, как это было в прошлом году. Партия, получившая по итогам выборов наибольшее количество мандатов, будет вправе инициировать предложение президенту РФ по кандидатуре губернатора наряду с полпредством. Теоретически это может быть не одна партия, а две или более, если они получат наибольшее и при этом равное количество депутатских мандатов. Тогда ЗС рассмотрит все предложения, но президенту будут направлено только одно, поддержанное наибольшим числом депутатов при условии достижения парламентского большинства голосов.
Выборы без выбора?
Несмотря на предусмотренную российским законодателем возможность партийных дуумвиратов или даже триумвиратов в парламентах, на практике этого едва ли приходится ожидать. Главным политическим трендом-2005 стало движение к безоговорочному лидерству на региональных выборах партии "Единая Россия". Обидные осечки типа октябрьского поражения на муниципальных выборах в Томске от "Партии пенсионеров" не в счет: дальнейшие победы единороссов в знаковых регионах (Москва, Новосибирск, Хабаровск) доказали, что это было лишь исключение, подтверждающее общее правило. Партия власти побеждает не только по партийным спискам, но в одномандатных округах, и пока нет оснований считать, что в Приморье осенью будет иначе. Можно ожидать лишь появления парламентских крыльев в дополнение к единоросскому большинству, а точнее "крылышек". Слева это могут быть представители КПРФ, "Родины" и аграриев (последние имеют ныне вторую по величине фракцию в ЗС ПК), справа - ЛДПР и единый, как предполагается, блок демократов. Но в целом край, по всей вероятности, будет выбирать одну-единственную партию, как говорится, при всем многообразии выбора: на конец 2005 года в Приморье числилось около 30 партий.
Представители половины из них накануне Нового года пришли на семинар краевой избирательной комиссии, посвященный новациям в выборном законодательстве. Резюмируя обсуждение актуальных вопросов проводящейся в стране "репартизации", председатель крайизбиркома Сергей Князев отметил, что одними лишь положениями закона "О политических партиях", преференциями и государственным финансированием тех или иных политических формирований создать полноценную инфраструктуру партийной системы не удастся. Нужны еще и определенные усилия со стороны граждан, разделяющих и поддерживающих программы партий. Придется поработать:
Автор: Александр КАРТАШОВ, Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"