Деньги поступили на счет

Уссурийск первым в крае, с апреля нынешнего года, начал переходить на новую систему субсидирования коммунальных услуг - перевод денег непосредственно на счета получателей субсидий. Глава города Сергей Рудица сам выступил с инициативой о таком эксперименте.

21 дек. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1873 от 21 дек. 2005

Уссурийск первым в крае, с апреля нынешнего года, начал переходить на  новую  систему  субсидирования коммунальных услуг - перевод денег непосредственно на счета получателей субсидий. Глава города Сергей Рудица сам выступил с инициативой о таком эксперименте. Уссурийский опыт показывает,  что при внедрении непривычной пока схемы вполне можно избежать нездорового ажиотажа.  На  сегодняшний  день  в банке "Приморье", уполномоченном в Уссурийске на выполнение этой работы, открыто уже 15500 персонифицированных  социальных  счетов. Продолжают открываться новые, поскольку в зимние месяцы в городе резко возросло число получающих субсидии из-за перехода на оплату отопления только в зимний период (она теперь не раскидывается, как раньше, на 12 месяцев). Однако очередей не возникло.

-  Да,  очереди  были  в  самом  начале, когда мы только начали эту работу, - признается заведующая отделом социальной защиты населения по Уссурийскому городскому округу департамента социальной  защиты  населения  администрации Приморского  края  Ольга  Михайлова.  - Многих невозможно убедить, что все успеют, они стали собираться чуть ли не в четыре утра. Мы поняли, что с таким наплывом людей ни один банк не справится. Выход нашли в том, что оформление анкеты для заключения договора на обслуживание в банке взяли на  себя. Теперь это делают специалисты отделений приема  при  переоформлении  или  первичном  назначении  субсидий.  Очереди могли появиться и впоследствии, когда получатели субсидий стали бы снимать деньги со счетов для оплаты коммунальных услуг. Предвидя это, мы предложили им воспользоваться такой возможностью - написать заявление-поручительство банку на управление своим счетом. В этом случае банк сам проводит расчеты с поставщиками услуг. Большинство нашло для себя приемлемым именно такой путь. Снимает со своих счетов деньги  наличными  примерно  лишь  10  процентов получателей субсидий. На сегодня это 600 человек.

Перед  переходом  на  новую  систему главное опасение было связано с тем, что люди, снявшие со счетов деньги, не донесут их до предприятий, предоставляющих услуги. Опыт Уссурийска показывает, что кто-то этим, конечно, грешит, но процент таких недобросовестных плательщиков небольшой. По городу их оказалось не больше 100 семей. В основном жильцы понимают, что эта выплата целевая и должна  быть  потрачена  по  назначению. Тем более законом оговорена очень действенная мера: если человек три месяца не рассчитывается за жилье и коммунальные услуги, выплата ему субсидии прекращается до полного погашения долга.

Если есть другие источники погашения коммунальных платежей, деньги можно не снимать. Некоторые так и делают, используя  открытый  в  "Приморье"  социальный счет как накопительный.

Явное преимущество нового  порядка для получателей субсидий заключается в том, что в случае перерасчета коммунальных платежей и снижения части оплаты (к примеру, если еле теплились батареи,  отключалась  горячая  вода  и  так далее) часть переведенных средств субсидий остается на их счетах. У предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги,  теперь, наоборот, нет возможности  получить  незаработанные деньги. Хороший стимул для них. И это очень  важный  момент  при  переводе сферы ЖКХ на рыночные рельсы и развитии конкуренции в отрасли. С другой стороны,  обналичивание  субсидий  на руку предприятиям. Пока они предоставлялись в виде снижения платежей, жильцы  в  любом  случае  получали  скидку  - возмещены  из  бюджета  понесенные предприятиями ЖКХ потери или нет. Теперь ситуация в корне меняется.

Хотя, конечно, своевременность перечисления средств на субсидии остается стержнем и новой системы. Если сроки будут нарушаться, она тут же затрещит по всем швам. Порядок возмещения расходов  по  предоставлению  субсидий  на оплату жилья и коммунальных услуг был утвержден постановлением администрации Приморского края No 33-па. В нем оговорено,  что  средства  из  краевого бюджета перечисляются муниципальным образованиям до конца текущего месяца, чтобы с 1 числа следующего месяца человек уже мог рассчитаться за предоставленные  ему  коммунальные  услуги.

Если судить по Уссурийску, в основном сроки соблюдаются. Небольшие задержки были только на первых порах. Однако нельзя считать, что даже в городе, который первым начал отрабатывать  новый  порядок,  он  уже  до  конца выстроен. В связи с требованиями Жилищного кодекса сейчас меняется весь механизм обслуживания жилого фонда. На рынок выходят управляющие компании, которые могут сами собирать с жильцов платежи. Каким образом будет тогда осуществляться выплата субсидий?

Директор  Уссурийского  филиала банка "Приморье" Павел СЕРГЕЙЧУК:

- Существуют два варианта. Либо мы будем  напрямую  переводить  средства управляющим компаниям, и тогда им придется оплачивать банку дополнительные услуги. Либо расчеты пойдут через созданный  расчетно-кассовый  центр,  и  в таком случае расходы управляющих компаний на оплату банковских услуг сократятся. По этому поводу уже проводилось совещание с участием администрации города и заинтересованных сторон. Но пока вопрос в стадии обсуждения.

Сейчас на всей территории края ведется работа по открытию персонифицированных  счетов.  Предполагается,  что  на них будет осуществляться комплексный учет  всех  социальных  трансфертов  и льгот, которые человек имеет. Банк для этой работы может быть выбран любой, но самое главное, чтобы обслуживаться здесь было удобно и легко.