В кадре - полосатый
Место действия всех фильмов - Лазовский заповедник, один из немногих нетронутых уголков девственной природы Приморья. В конце 90-х годов прошлого века на территории заповедника в течение года снимала свое кино творческая группа из южнокорейской кинокомпании EBS (Educational Broadcasting System).
Киса, не ешь кинокамеру!
Место действия всех фильмов - Лазовский заповедник, один из немногих нетронутых уголков девственной природы Приморья. В конце 90-х годов прошлого века на территории заповедника в течение года снимала свое кино творческая группа из южнокорейской кинокомпании EBS (Educational Broadcasting System). По словам Сергея Хохрякова, замдиректора Лазовского заповедника, работать было очень сложно: требовательность и трудолюбие корейцев превосходили все ожидания. А суровая приморская тайга и ее обитатели не очень жаловали непрошеных гостей - за время съемок тигры "съели" четыре камеры! Кстати, вся аппаратура на съемках была очень дорогой, буквально штучной. Почти весь бюджет восьмисерийного фильма (1 миллион долларов) был вложен в технику. Но дело того стоило: когда "Природа, которую мы потеряли" вышла на экранах Южной Кореи, она произвела фурор на рынке документальных фильмов о природе! Достаточно сказать, что следом за корейцами в Лазовский заповедник должны были приехать англичане из одной очень серьезной кинокомпании. В последний момент они сняли свой заказ, обосновав его тем, что "лучше, чем EBS, сейчас снять невозможно". К сожалению, жители России так и не увидели один из лучших фильмов о дикой природе Приморья.
В самой Южной Корее предполагалось, что показ "Природы, которую мы потеряли" позволит собрать средства для восстановления части территории Кореи по приморскому образцу. Одним из непременных условий была реакклиматизация безвозвратно утраченных животных и растений. Предполагалось, что все это займет пять лет, но грянул "азиатский дефолт". Идея так и осталась на бумаге...
В 2001 году корейцы из кинокомпании EBS снова приехали в Лазовский заповедник. Задумка для очередного фильма была весьма оригинальной: в течение года без остановок с одной и той же точки снимать в тайге жизнь одной тигриной семьи. Итог получился необычным: зрители (опять же только в Корее) смогли увидеть уникальные кадры из жизни диких кошек, а тигриные специалисты отметили для себя очень интересные особенности поведения тигров в природе, которых раньше не знали.
Сейчас в Лазовском заповеднике снова идут съемки: на этот раз EBS затрагивает исторический пласт Приморья. А именно - отражение в культуре современного Приморского края той роли, которую внесли проживающие здесь ранее жители корейской национальности. Специалисты-историки отмечают, что эта тема на сегодняшний день во многом не исследована, и фильм наверняка будет не простым по восприятию.
Французский взгляд
Кроме азиатов жалуют нашу тайгу и европейцы. В этом году Лазовский заповедник принимал у себя французскую кинокомпанию Les Film de Revu. До этого, правда, переговоры об их приезде велись почти два года: обсуждались темы и сценарии для будущего фильма. Устраивающий всех консенсус необходимо было найти, ведь французские документалисты после таких фильмов о природе, как "Птицы", "Микрокосмос" и "Генезис", заставили по-другому посмотреть на окружающий нас мир и возможности его киносъемки. Главным героем опять был выбран амурский тигр, но в неожиданном ракурсе. Обычно снимают "беспроигрышные темы", которые вызывают зрительский интерес, - браконьерство, пожары, вырубка лесов и т.д. Французы же рискнули показать самую сложную часть работы заповедника в деле сохранения огромных кошек - науку, то, что всегда остается за кадром и проходит без помпы. И правда, кого может удивить рутинная работа полевых биологов в тайге? Но профессиональные документалисты вместе с сотрудниками Лазовского заповедника, центра "Утес" Хабаровского края, центра реабилитации диких животных в поселке Гайворон Приморского края сделали захватывающий фильм-детектив! С соответствующими спецэффектами и музыкой. Премьерный показ фильма пройдет во Франции буквально на днях. Россияне же опять останутся не у дел, многие так и не увидят ту красоту, которую мы имеем. Единственные копии всех снятых в Лазовском заповеднике фильмов хранятся в экоцентре заповедника, и показывать их могут только посетителям. Надо сказать, что каждый раз при обсуждении и заключении договоров с кинокомпаниями других стран в них обязательно включается пункт, где есть просьба о проведении переговоров руководства данной кинокомпании с российскими телевещательными каналами (как федеральными, так и региональными) о возможном показе фильма в России. Пока коммерческая сторона этого вопроса ни разу урегулирована не была. Что, впрочем, не мешает продолжать сотрудничество кино и природы: с французами уже обсудили дальнейший проект, который будет начат скорее всего в 2006 году. На очереди - работа с National Geographic и санкт-петербургской студией "Русское ТелеВидео".
Автор: Екатерина ЛУКОНИНА, Сергей Хохряков (фото), специально для "В"