Мамина радость

В школе-интернате ВГУЭС для одаренных детей имени Н. Н. Дубинина во Владивостоке создана хореографическая школа. Начал работу класс ранней профессиональной ориентации. Ждут классы для малышей и детей 7-10 лет.

11 нояб. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1851 от 11 нояб. 2005

В школе-интернате ВГУЭС для одаренных детей имени Н. Н. Дубинина во Владивостоке создана хореографическая школа. Начал работу класс ранней профессиональной ориентации. Ждут классы для малышей и детей 7-10 лет.
Их двери открыты для всех. Руководителем школы стала известный во Владивостоке балетмейстер и хореограф Нина Плахотник. А как известно, успех любого проекта зависит от его главного вдохновителя...

Русалки и Золушки

Веселая, хрупкая Алина Верещагина на сцене старается перевоплощаться в страстную Кармен. В игривую Дульсинею. В блистательную Золушку на королевском балу. Пластичная фигурка виртуозно изображает любой образ. Артистка!

Сегодня 15-летняя Алина в числе сотни самых одаренных детей России получает в Москве специальную стипендию, учрежденную в рамках федеральной целевой программы "Дети России".  Алина стала лауреатом-2005.

Учится она в 10 классе и одновременно в специализированном хореографическом классе школы-интерната ВГУЭС для одаренных детей, где собраны такие же талантливые маленькие танцовщицы.

В их репертуаре уже немало классических партий. Они легко станцуют вам танец маленьких лебедей, вариации из "Спящей красавицы" или "Дон Кихота", вальс Шопена, сцены из "Чиполлино", "Золушки" и многое другое. Подготовку они получили под руководством хореографа Нины Плахотник во Владивостокской хореографической школе.

Теперь вместе с педагогом пришли в школу-интернат. Для Нины Сергеевны создание хореографической школы здесь - новая страница творческой биографии. Созданы прекрасные условия: замечательный зал хореографии, серьезная финансовая поддержка. "Программа хореографии и эстетики - новое для нас направление. И безусловно очень перспективное. Ничто так не развивает ребенка, как искусство", - убеждена директор школы-интерната для одаренных детей Людмила Межонова.

Кстати, другая ученица Нины Плахотник - Лилия Бережнова в прошлом году поступила в Санкт-Петербургскую академию танца им. Вагановой. 12-летняя балерина выдержала беспрецедентный конкурс - 300 человек на место. Теперь успешно учится и мечтает о сцене. А Екатерина Андреева прошла кастинг и попала в российскую гастрольную труппу, куда кроме нее вошли артисты Большого и Мариинского театров. Катя танцует несколько сольных партий.

"Совсем не обязательно мои ученики выбирают сцену, - говорит Нина Сергеевна, - но абсолютно каждый становится личностью. Очевидно, хореография воспитывает самодисциплину, волю, особый характер. Вы же знаете, КАК занимаются балетные: Несмотря на безумные нагрузки, ежедневные изнурительные тренировки,  мои ребята, как правило, отлично учатся в школе.

А классическая музыка, пластика, танец формируют одухотворенность. Просто из ничего образ не создашь, потому даже маленькому ребенку нужно успеть на занятиях понять и впитать красоту музыки, гармонию движения - чтобы потом вложить все самое лучшее в свой танец. Причем все это происходит без излишней дидактичности  - будто само собой".

Есть от балета и польза более земная: он формирует фигуру и нечто гораздо большее - специалисты называют это фактурой. Хореографы говорят: ребенок - пластилин, как его слепили, таким он и будет. Прошедшие такую школу даже ходят по-особому. Осанка, ощущение той самой "мышечной радости и послушного тела" остается с ними на всю жизнь. Как и невероятная потребность в такого рода занятиях - уметь в движении выразить эмоции. Станут ли выпускники балетной школы бухгалтерами, экономистами или врачами, они скорее всего сохранят увлеченность танцем. А также музыкой, театром, вообще искусством. И передадут все это своим детям.

Первые ученики Нины Плахотник уже привели в ее класс своих детей.

Вглядитесь: он талантлив?

Это уже само по себе "картина маслом": маленькие гибкие девочки в белых колготках у станка: И в пуантах на сцене - легкие, как бабочки.

Но начинается все в подготовительном классе.

"Здесь мы начинаем работать уже с пяти-, шестилетними детьми, - рассказывает Нина Плахотник. - Гимнастика, хореография, подготовка мышечного тонуса, растяжка - все то, что помогает сформировать данные для работы в балете".

В первый класс могут прийти ребята постарше - от 7 до 10, с подготовкой или без.

Нужна ли одаренность? Да, что поделать, балету нужна та особенная "выворотность",  пластика. А если нет элементарных способностей, искусство превращается в муку - и кому это надо? Но талант можно и развить. И ребенок будет танцевать. Впрочем, если особых данных нет, 4-5 лет занятий хореографией - и вряд ли он сумеет продвигаться дальше. Зато за эти пять лет дети успевают получить столько!

Кроме работы у станка в расписании - уроки фортепиано. Здесь не готовят музыкантов, но нужно, чтобы маленький танцор чувствовал музыку, ее такт, ритм, стиль и настроение. Аллегро, адажио...

Особое место занимает в программе эстетический курс: познавательные беседы о балете, театре, музыке. Понимание живописи тоже необходимо: в балете так важна гармония сценической картинки, костюма, цвета!

"Мы не заигрываем с детьми, мы с ними работаем, - говорит Нина Плахотник. - Да, в этой работе много фантазии, выдумки, уважения к ребенку, мы находим формы, сообразные детской психологии. Но все равно это тяжкий труд, и никакого детского сада. Иначе ребенок будет "загорать". И тогда ничего не получится:"

Выдерживают не все. Но настрой ребенка часто зависит от мудрой и настойчивой тактики родителей, которые понимают: дополнительное образование - это не только список умений, но нередко его судьба и благополучие:

Танцующие дети. Сначала они получают азы хореографии, затем - работа в первых концертных номерах. Ребенку легче всего себя выразить в народном танце, самом органичном для него. Начинают с русского. Затем в репертуар войдут другие характерные танцы -  испанский, немецкий, цыганский, восточный: И вот наконец - партии их классических балетов. Чайковский, Минкус, Шопен - все это входит в жизнь естественно и бесповоротно.

Это только с виду девочки в зале хореографии похожи на хрупкие нежные цветы. Но мало с кем можно сравнить их железную волю, умение работать, силу и палитру чувств, которые они способны выразить в танце. Одно слово - балетные:

Школа для одаренных детей: г. Владивосток, ул. Чапаева, 5. Тел. 32-05-76

Досье "В"

Нина Плахотник окончила Саратовское хореографическое училище по специальности "артист балета", танцевала в труппе Эйфмана в Санкт-Петербурге. Получив диплом балетмейстера Санкт-Петербургского гуманитарного университета, поставила спектакль "Русалка" в театре оперы и балета в г.  Кошице (Чехословакия).

Вернулась во Владивосток, 10 лет работала во Владивостокской хореографической школе на Второй Речке. Многие ее ученики пополнили балетные труппы ведущих театров страны.

В творческом багаже педагога-балетмейстера - огромное количество концертных номеров из классического репертуара, двухактный балет "Чиполлино" и премьера нынешнего года - великолепный спектакль "Золушка" на музыку С. Прокофьева. Основные сольные партии здесь исполнили профессиональные артисты балеты, выпускники школы Нины Плахотник. Весь кордебалет - это 60 ее маленьких учеников, которые тоже почувствовали вкус огней рампы:

С нынешнего учебного года Нина Плахотник - руководитель проекта по развитию хореографии и эстетики в школе-интернате имени Н. Н. Дубинина для одаренных детей.

Автор: Марина ИВЛЕВА, "Владивосток"