Покой нам только снится

Пока автомобильная общественность Приморья пребывает в состоянии легкой эйфории от действительной или мнимой победы, выразившейся в том, что разработанный в Дальневосточном таможенном управлении мини-каталог оценочной стоимости бэушных "Тойот" и "Мицубиси" так и не вступил в силу, "Зеленый угол" (подразумеваем все бизнес-сообщество, живущее за счет импорта и продажи японского подержанного автопрома) остается в напряжении. И неудивительно. Как пел кумир девушек-подростков, "все только начинается".

18 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1837 от 18 окт. 2005

Пока автомобильная общественность Приморья пребывает в состоянии легкой эйфории от действительной или мнимой победы, выразившейся в том, что разработанный в Дальневосточном таможенном управлении мини-каталог оценочной стоимости бэушных "Тойот" и "Мицубиси" так и не вступил в силу, "Зеленый угол" (подразумеваем все бизнес-сообщество, живущее за счет импорта и продажи японского подержанного автопрома) остается в напряжении. И неудивительно. Как пел кумир девушек-подростков, "все только начинается".

Так как пока сохранены старые условия "растаможки", цены на рынке не взлетели. По другим данным, подорожание все же произошло, но не очень значительное. Проблема в специфике рынка подержанных авто: слишком отличаются друг от друга импортируемые неновые автомобили. Это приводит к сильному разбросу цен, на фоне которого отследить небольшие колебания довольно сложно. Впрочем, в том, что любимые Дальним Востоком и Сибирью "японки" вскоре станут нам еще дороже, мало кто сомневается. 

Ставший причиной скандала мини-каталог отнюдь не отменен - его действие всего лишь приостановлено. Вот что говорилось в официальном сообщении Федеральной таможенной службы 11 октября, когда во Владивостоке уже несколько дней не прекращались акции протеста: "Работа специалистов Дальневосточного таможенного управления по разработке каталогов: получила одобрение Федеральной таможенной службы России. Каких-либо действий по отмене составленных каталогов ДВТУ производить не будет, наоборот, работа по их формированию и совершенствованию будет выстраиваться на постоянной основе". Двумя днями позже, когда во Владивосток для разбирательства прибыл первый замначальника ФТС Владимир Шамахов, тональность этого пафоса претерпела некоторую эволюцию: после переговоров с губернатором Сергеем Дарькиным "стороны пришли к выводу, что предложенная ДВТУ методика по некоторым параметрам должна быть пересмотрена, так как ее последствия не были до конца просчитаны. Владимир Шамахов отметил, что письмо ДВТУ, которым вводится в действие мини-каталог, :носит рекомендательный характер и должно применяться с учетом обстоятельств ввоза каждого конкретного автомобиля: Стороны пришли к выводу о целесообразности приостановления действия письма ДВТУ до тех пор, пока не закончится проведение Федеральной таможенной службой России полной экспертизы данных каталогов" (из пресс-релиза ФТС от 13 октября). По данным информационного портала auto.vl.ru, единственной официальной бумагой, подтверждающей приостановку действия мини-каталога, является телетайпограмма, отправленная начальникам таможенных пунктов. Она подписана и. о. начальника ДВТУ Александром Воробьевым и предписывает "не применять письмо ДВТУ от 30.09.2005 № 38-10/10058 "О направлении ценовой информации на автомобили" до особого указания ФТС России".

Во всей этой истории вообще много странного. Начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян почему-то оказался в отпуске. Очень вовремя, особенно если вспомнить, что в ходе сентябрьского совещания во Владивостоке глава Минэкономразвития Герман Греф (именно его министерству подведомственна таможня) намекнул на "неприкасаемость" нового начальника ДВТУ, назначенного Москвой для борьбы со злоупотреблениями на местах. "Крайней" объявлена автор упомянутого письма - замначальника ДВТУ по экономической деятельности Валентина Усова, то есть весь скандал с пересмотром правил расчета таможенного платежа подается чуть ли не как ее личная инициатива. Хотя, например, российский еженедельник "Аргументы и факты" опубликовал сообщение о новой схеме оценки "Тойот" и "Мицубиси" со ссылкой на руководителя пресс-службы ФТС Ирину Скибинскую еще тогда, когда эта информация проходила по разряду слухов. То есть в Москве о мини-каталогах как минимум знали. Но тогда мы наблюдаем уже не "перегибы на местах", а санкционированную федеральным центром политику вытеснения с рынка подержанных японских автомобилей. Именно к таким выводам подталкивают последние заявления высоких федеральных чиновников.

Ведь даже если по итогам проверки ФТС и прокурорского реагирования пресловутый мини-каталог будет полностью отменен, расслабляться не следует. Госдума уже этой осенью собирается рассмотреть законопроект о запрете ввоза в Россию праворульных автомобилей. В конце сентября главный госавтоинспектор страны Виктор Кирьянов заявил, что будет лоббировать этот запрет лично. В результате всероссийская общественная организация "Свобода выбора" уже направила в администрацию президента на имя Владислава Суркова письмо с требованием отставки Кирьянова. На предстоящем октябрьском заседании депутаты Законодательного собрания Приморского края тоже намерены вмешаться в ситуацию и сформулировать свою позицию как по действиям ДВТУ, так и по возможным репрессиям против правого руля. Параллельно проверкой законности деятельности таможенников занимается прокуратура Приморского края, планируются и новые переговоры представителей автобизнеса и общественности с руководством ДВТУ. Интересно и то, какое "особое указание" даст руководство ФТС по итогам своей внутренней проверки. Так что, хотим мы этого или нет, а продолжение следует.

Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"