Таинственный полуостров
Госсекретарь США Кондолиза Райс и международная дипломатия достигли заметных успехов, добившись подписания соглашения, в соответствии с которым Северная Корея готова отказаться от своей ядерной программы. Об этом в минувший четверг заявил американский профессор Митчел Рис на видеоконференции с журналистами Владивостока и Екатеринбурга. Вместе с тем доктор Рис оценивает дальнейшие перспективы переговорного процесса достаточно пессимистично.
Госсекретарь США Кондолиза Райс и международная дипломатия достигли заметных успехов, добившись подписания соглашения, в соответствии с которым Северная Корея готова отказаться от своей ядерной программы. Об этом в минувший четверг заявил американский профессор Митчел Рис на видеоконференции с журналистами Владивостока и Екатеринбурга. Вместе с тем доктор Рис оценивает дальнейшие перспективы переговорного процесса достаточно пессимистично. По его словам, многие формулировки соглашения слишком размыты, и непонятно главное: сделала ли КНДР стратегический выбор? То есть действительно ли Северная Корея решила отказаться от разработки атомного оружия или же блефует и тянет время.
19 сентября 2005 года в Пекине в ходе четвертого раунда шестисторонних переговоров, казалось, действительно был сделан большой шаг вперед: подписан документ, согласно которому КНДР в обмен на экономическую помощь отказывается от своих ядерных амбиций. Но вопросов остается очень много. К тому же буквально днями после подписания пекинского соглашения северокорейские власти "уточнили" свою позицию: свертыванию атомной программы должна предшествовать поставка в КНДР легководного ядерного реактора для развития энергетики. Предполагается, что шестисторонние переговоры будут возобновлены в Пекине в ноябре.
- К сожалению, государства Азиатско-Тихоокеанского региона готовы существовать рядом с ядерной КНДР, ни одна из этих стран не намерена способствовать краху политического режима в Пхеньяне, - констатирует Митчел Рис. - Скорее всего, задействовать политический ресурс стран АТР нам не удастся. Впрочем, многое зависит от позиции Китая, который, возможно, будет обеспокоен ядерными программами Пхеньяна и задействует некий объем дипломатических ресурсов.
В последние годы функции российского "посла по особым поручениям" в Северной Корее выполняет полпред президента в ДВФО Константин Пуликовский, который считается личным другом лидера КНДР товарища Ким Чен Ира. Последняя поездка полпреда в Пхеньян завершилась на днях - по приглашению Ким Чен Ира и одновременно по поручению Владимира Путина полпред Пуликовский присутствовал на праздновании 60-летия Трудовой партии Кореи (создана 10 октября 1945 года). Вернувшись домой, полпред заявил: "Мы положительно оцениваем итоги четвертого раунда шестисторонних переговоров". По словам Константина Борисовича, сделан важный шаг к достижению безъядерного статуса Корейского полуострова. Показательно, что речь идет только о сворачивании военных программ. Константин Пуликовский подчеркнул, что право КНДР на реализацию мирных атомных программ должно быть сохранено, и это не только его личное пожелание, а принципиальная позиция российской стороны. Как видим, здесь мнения России и США не совпадают. Естественно, Митчел Рис не выражает официальную точку зрения Вашингтона, но его слова так или иначе близки к таковой.
- В КНДР нет и никогда не было мирной атомной программы, - заявил г-н Рис на вопрос корреспондента "В". - Завод в Йонбене даже не был подключен к распределительным сетям. Единственная цель атомной программы КНДР - разработка материалов для создания бомбы. Еще в 1994 году было подписано соглашение на поставку в Северную Корею двух легководных реакторов, с помощью которых КНДР могла бы решить свои энергетические проблемы. Но корейская сторона не выполняла условий соглашения, и реакторы туда так и не попали. Все заявления о "мирной программе" - не более чем отвлекающий маневр. К сожалению, непонятно, приняла ли КНДР стратегическое решение: либо продолжать ядерные разработки, либо отказаться от них и интегрироваться в Северо-Восточную Азию.
Всякой крайней позиции сложно претендовать на объективность, но характерно одно обстоятельство: у стран, непосредственно соседствующих с Северной Кореей (в том числе и у России), ядерные программы Пхеньяна почему-то не вызывают особого беспокойства. Да и интеграцию в АТР здесь никто не противопоставляет атомным разработкам: как говорится, одно другому не мешает. Что касается наличия в КНДР мирных атомных программ, то точный ответ на этот вопрос, наверное, может дать только сам Ким Чен Ир, записанный Западом в тираны, но по-прежнему считающийся большим другом России.
Справка "В"
Митчел Рис имеет большой опыт государственной службы в различных структурах от лаборатории в Лос-Аламосе до Совета по национальной безопасности Белого дома. Вплоть до февраля 2005 года занимался долгосрочным прогнозированием в должности директора отдела политического планирования Государственного департамента США под руководством тогдашнего госсекретаря Колина Пауэлла. Сейчас г-н Рис работает в колледже Уильяма и Мэри (Уильямсберг, штат Виргиния), где является проректором по международным вопросам, а также профессором права и государственного управления. Кроме того, доктор Рис - посол США по особым поручениям в Северной Ирландии. Он автор книг "Обузданные амбиции: почему некоторые страны сдерживают свои ядерные возможности" и "Без бомбы: политика ядерного нераспространения".
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"