Таможня: задний ход

Встретив яростную реакцию автомобилистов, правозащитников и даже представителей власти, руководство Дальневосточного таможенного управления согласилось приостановить на неопределенный срок вступление в силу нового каталога, значительно увеличившего оценочную стоимость подержанных японских автомобилей Toyota и Mitsubishi (на основании этого показателя начисляется таможенная пошлина, в результате чего конечная цена "растаможки" сильно выросла). У губернатора Сергея Дарькина чуть ли не ежедневно проходят совещания, в самом ДВТУ заседает согласительная комиссия с участием представителей автобизнеса и заинтересованной общественности, во Владивосток направлена комиссия Федеральной таможенной службы, а прокуратура Приморского края уже начала проверку законности действий ДВТУ.

13 окт. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1835 от 13 окт. 2005

Встретив яростную реакцию автомобилистов, правозащитников и даже представителей власти, руководство Дальневосточного таможенного управления согласилось приостановить на неопределенный срок вступление в силу нового каталога, значительно увеличившего оценочную стоимость подержанных японских автомобилей Toyota и Mitsubishi (на основании этого показателя начисляется таможенная пошлина, в результате чего конечная цена "растаможки" сильно выросла). У губернатора Сергея Дарькина чуть ли не ежедневно проходят совещания, в самом ДВТУ заседает согласительная комиссия с участием представителей автобизнеса и заинтересованной общественности, во Владивосток направлена комиссия Федеральной таможенной службы, а прокуратура Приморского края уже начала проверку законности действий ДВТУ.

Во вторник очередной "наезд" на праворульные авто обсуждался на заседании комитета Законодательного собрания Приморского края по региональной политике и законности.

- Новый каталог был разработан на основании не закона и даже не нормативного акта или распоряжения, а всего лишь на основании письма замначальника ДВТУ по экономике (видимо, речь идет о Валентине Усовой? - В. А.), - рассказал перед заседанием председатель вышеназванного комитета Николай Морозов, повязавший по такому случаю стильный оранжевый галстук. - Это чисто местная инициатива, не согласованная с Москвой (мы специально звонили в Минэкономразвития). Она чревата ростом коррупции: если таможенник сам решает, руководствоваться ему каталогом или же поверить предъявленному импортером платежному документу, неизбежно возникает соблазн.

Депутаты комитета ЗС по региональной политике и законности в целом оказались солидарны с Морозовым и вышедшими на улицы автомобилистами. Приглашенный на заседание президент приморской правозащитной организации "Свобода выбора" Владимир Литвинов рассказал, что чекам таможня не верила и раньше. Но в старом каталоге оценочной стоимости машин цифры более или менее отвечали реальным ценам на японских аукционах. В новом же взяты не иначе как с потолка, тогда как платежные документы импортеров по-прежнему не вызывают у таможенников доверия.

- Возмущаться надо не только по поводу новой таможенной сетки, - считает депутат Владимир Хижинский. - Речь идет о ничем не обоснованном наступлении на Дальний Восток! Возьмите хотя бы рост цен на топливо - аграрии уже бросают работу. Без внешнеэкономической деятельности Дальний Восток не выживет: при доставке товаров с запада страны все съедает транспортная составляющая. Поэтому нужна грамотная таможенная политика. Подержанные "мерседесы" из Европы почему-то можно ввозить по-старому. Если дело в правом руле, то давайте сначала изучим статистику аварийности в разных регионах России!

Единственным, кто открыто поддержал действия дальневосточных таможенников, оказался депутат и бывший "силовик" (может, дело в цеховой солидарности?) Николай Марковцев, заявивший, что акции протеста автомобилистов инициированы властью - иначе митингующих разогнали бы дубинками, да и вице-губернатор Юрий Попов в их рядах появился бы едва ли. Защищая действия ДВТУ, Марковцев высказался за предоставление президенту диктаторских полномочий. И тогда, видимо, все у нас получится.

Комитет ЗС по региональной политике и законности принял решение обратиться в прокуратуру Приморского края, а также вынести вопрос о действиях ДВТУ на октябрьское заседание Законодательного собрания. Помимо "растаможки" депутатов волнует федеральный законопроект о запрете на ввоз праворульных автомобилей, который должна вот-вот рассмотреть Госдума.

Когда этот номер "В" готовился к печати, стало известно, что губернатор Приморского края Сергей Дарькин встретился с прибывшим во Владивосток первым заместителем руководителя Федеральной таможенной службы Владимиром Шамаховым. Последний заявил, что введение нового каталога "преждевременно" и применяться этот документ не будет. Не исключены кадровые изменения в руководстве ДВТУ.