Дороги, которые мы развиваем
Сегодня завершает свою работу шестая международная научно-практическая конференция "Проблемы транспорта Дальнего Востока" (FEBRAT-05), торжественно открывшаяся в среду в Морском государственном университете имени Невельского. Ее организаторами выступили сам университет, Дальневосточное отделение Российской академии наук и администрация Приморского края.
Сегодня завершает свою работу шестая международная научно-практическая конференция "Проблемы транспорта Дальнего Востока" (FEBRAT-05), торжественно открывшаяся в среду в Морском государственном университете имени Невельского. Ее организаторами выступили сам университет, Дальневосточное отделение Российской академии наук и администрация Приморского края.
Транспорт - отрасль для Дальнего Востока и Приморского края, что называется, "близкая к телу". В конференции приняли участие представители ведущих дальневосточных и зарубежных транспортных компаний, научных институтов, учебных заведений, государственных структур. С докладом о перспективах транспортного комплекса Приморья выступил депутат Законодательного собрания края, президент Союза автотранспортников Приморья Владимир Хмель.
Роль приморского автомобильного транспорта в обеспечении международных перевозок постоянно растет. Асфальтовые дороги составляют серьезную конкуренцию железным, что особенно актуально применительно к сотрудничеству Приморского края и северо-восточных провинций Китая. Сегодня между краем и провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь наладилось теснейшее взаимодействие - прежде всего в торговой сфере. Более того, уже наблюдается переход от чисто экспортно-импортных операций к инвестиционному сотрудничеству, что говорит о наличии взаимного доверия (так, серьезный импульс обещает дать строящийся приграничный торговый комплекс "Пограничный - Суйфэньхэ"). Но если говорить о транспортной отрасли Приморья, то здесь открывается еще одна, причем многообещающая перспектива. Наш край расположен таким образом, что является естественным связующим звеном для регионов российского Дальнего Востока, с одной стороны, провинций северо-востока КНР - с другой и государств Азиатско-Тихоокеанского региона (включая США) - с третьей. Это преимущество нужно использовать: Приморье должно стать территорией большого евроазиатского транзита. А для этого, считает Владимир Хмель, необходимо развивать мощности наших международных транспортных коридоров, прежде всего "Приморье-1" и "Приморье-2".
"Приморье-1" связывает центр провинции Хэйлунцзян город Харбин с портами Владивосток и Находка, откуда грузы могут идти дальше по морю. Коридор "Приморье-2" расположен южнее, он ориентирован на провинцию Цзилинь и порты Хасанского района. Дело в том, что в стремительно развивающемся (и увеличивающем объемы экспорта своих товаров) Китае растет грузовая база, а морские порты КНР пока не справляются с этим валом. Именно инфраструктура Приморского края должна, как утверждает кандидат экономических наук, доктор транспорта Российской академии транспорта Владимир Хмель, дополнить транспортный комплекс соседей. Интересно, что через территорию Приморья даже грузоперевозки с севера на юг Китая можно осуществлять с меньшими издержками. Но пока, к сожалению, не все вопросы (как технические, так и организационно-правовые) урегулированы. Необходимо ремонтировать дороги, повышать пропускную способность погранпереходов, оптимизировать направления грузопотоков. Только тогда Приморский край сможет по максимуму использовать свое географическое положение и действительно стать азиатско-тихоокеанской "перевалбазой".
- Приморский край с его инфраструктурой представляет собой готовый комплекс для развития международного транзита, - говорит Владимир Хмель. - Уверен, что именно во Владивостоке следует создать международный транспортно-логистический центр, который смог бы регулировать грузопотоки из Китая через Приморье в Японию, США и на другие направления. Мировой автотранспортный рынок интегрируется, о чем, кстати, говорилось и на прошедшей в Пекине в конце сентября конференции Международного союза автомобильного транспорта по перевозкам "Европа-Азия". Транспорт должен стать флагманом приморской экономики, который "потянет" за собой и другие отрасли.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"