Одиссея сержанта Байерли
Мероприятия, посвященные 60-летию Великой Победы, не ограничились маем: как известно, вторая мировая завершилась на Тихом океане лишь в начале сентября. Соединенные Штаты Америки, являвшиеся в те годы нашим союзником, принимают активное участие в длящемся праздновании.
Мероприятия, посвященные 60-летию Великой Победы, не ограничились маем: как известно, вторая мировая завершилась на Тихом океане лишь в начале сентября. Соединенные Штаты Америки, являвшиеся в те годы нашим союзником, принимают активное участие в длящемся праздновании.
Так, в начале апреля в приморскую столицу приезжал с лекциями американский военный историк, профессор Хьюберт Ван Тулл (именно через наш город шло порядка половины грузов в рамках ленд-лиза), немного позже генконсульство США во Владивостоке организовало уникальную фотовыставку по материалам Национального архива "К 60-летию Великой Победы: участие США во второй мировой войне".
Ее, к слову, также увидят камчадалы и сахалинцы. Не так давно по инициативе генерального консула США во Владивостоке Джона Марка Поммершайма состоялся телемост "Москва - Владивосток", в ходе которого заместитель посла Америки в России Джон Байерли рассказал о незаурядной судьбе своего отца.
Это было одно из последних публичных выступлений Байерли в этом качестве: высокопоставленного дипломата назначили американским послом в Болгарии.
Оказывается, Джозеф Байерли - единственный солдат второй мировой, сражавшийся против Германии в составе как американской, так и советской армий. Судьбоносным оказался ветер, отнесший выпрыгнувшего с парашютом над Нормандией сержанта-десантника в сторону. Прыжок, начатый в июне 1944 года (тогда как раз открывался "второй фронт"), оказался более чем затяжным. Долгое время Байерли числился погибшим.
На самом деле он около полугода "гостил" в немецких концлагерях, где воочию убедился в том, что к русским фашисты относились гораздо хуже, нежели к англичанам и американцам. В январе 1945 года попытка побега, кстати, не первая, оказалась успешной. Джозеф Байерли пошел на звуки канонады и оказался в расположении советских войск, где смог сказать только два слова, да и то с мичиганским акцентом: "американский товарищ". Как ни странно, сержанта зачислили в полк, дали автомат ППШ и посадили в танк - это был американский "Шерман". Отправляться в тыл натерпевшийся в концлагерях американец не пожелал. До Берлина, однако, дойти не удалось: при форсировании Одера Байерли был ранен и отправлен в госпиталь. Там - судьба, не иначе - Байерли приметил сам маршал Жуков, с инспекцией посещавший войска. И даже выдал не имевшему документов бойцу некую справку. Что в ней было - теперь не скажет уже никто, но бумага помогла Джо добраться до посольства США в Москве. Победу он отметил в Чикаго:
Позже Джозеф Байерли не раз приезжал в СССР, пробовал разыскать однополчан, но безуспешно. В декабре прошлого года 81-летний ветеран скончался. Кто знает - возможно, именно фронтовая одиссея Джозефа повлияла на то, что его сын Джон стал дипломатом, много лет отдавшим американо-советским и американо-российским отношениям.
Автор: Василий АВЧЕНКО, "Владивосток"