И до Спасения было рукой подать

Мини-экспедиция по островам начилась самым замечательным образом. Нежаркая погода, спокойное море, судно с таким внушающим уверенность названием - "Внимательный". На борту помимо команды всего шесть пассажиров, в основном биологи. Чтобы не путаться у команды под ногами, научные сотрудники уютно расположились на кормовой палубе. Горячий кофе в судовых кружках, домашняя пицца, "по чуть-чуть" за отход. К тому же кто-то из пассажиров успел договориться со старпомом: хоть часок порыбачить с борта до подхода к заповедной зоне.

27 июль 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1790 от 27 июль 2005

Мини-экспедиция по островам начилась самым замечательным образом. Нежаркая погода, спокойное море, судно с таким внушающим уверенность названием - "Внимательный". На борту помимо команды всего шесть пассажиров, в основном биологи. Чтобы не путаться у команды под ногами, научные сотрудники уютно расположились на кормовой палубе. Горячий кофе в судовых кружках, домашняя пицца, "по чуть-чуть" за отход. К тому же кто-то из пассажиров успел договориться со старпомом: хоть часок порыбачить с борта до подхода к заповедной зоне.

Очевидное-невероятное

Выйдя из Золотого Рога, судно взяло курс на бухту Спасения с краткой остановкой у одного из островов. В разговоре выяснилось, что наша попутчица Елена, научный сотрудник Института биологии моря ДВО РАН, будет высаживаться на несколько суток на необитаемый остров. Одна! Что за нужда?  При изучении флоры Приморья Елене посчастливилось обнаружить на одном-единственном острове тропическую малину! Ареал обитания этого растения находится за много тысяч километров от Приморья. Как сюда попало это растение, когда у него пора цветения, хватает ли ему солнца для вызревания плодов -  массу других подробностей изучает Елена, посещая остров с ранней весны.

- Растения, травы в Приморье уникальны и разнообразием, и лекарственными свойствами, - с уверенностью ученого говорила Елена. -  Пора выпускать Красную книгу растений нашего края. Представьте, мне однажды довелось увидеть в тайге тибетский папоротник! Это настоящее чудо.

Судно сбавило ход, легло в дрейф, с борта спустили надувную лодочку. Лена махнула нам рукой, подхватила свою поклажу и вместе с матросом, который неспешно налегал на весла, отчалила на плодотворную встречу со своей уникальной малиной.  Пока лодочка туда-обратно - вот он, заветный часик на рыбалку.   

Сворачивай удочки!

Первая, чуть больше ладони, камбалеха затрепыхалась на дне ведерка. Неплохое начало.

- Сворачивай удочки! - голосом, не допускающим обсуждения, сказал один из биологов. - У старпома - инсульт.

Все кинулись к рубке. В нелепой позе, с обмякшей левой стороной тела, безжизненно свесив на грудь голову, полулежал на стуле старпом Виктор Владимирович. Три часа назад приветствующий нас на борту "Внимательного" в полной выправке, с "крабом" на форменной фуражке, загорелый, улыбающийся, любезно подающий руку женщинам, спускающимся с причала на борт...

Кто-то сообразил постелить на палубе плед и притащить подушки, сюда и уложили больного. Одна из женщин массировала Виктору Владимировичу разбитые параличом руку и ногу, другая помчалась за одеялами. Мужики вцепились в сотовые телефоны. Я рванула за аптечкой и прихваченными с собой лекарствами. Господи! Что мы берем с собой в поездку? Репеллент от комаров, лосьон от загара, но-шпу, мезим форте, анальгин: Но-шпа! Она точно помогает от спазмов сосудов. В судовой аптечке нашелся валидол. Валокордин из непрочно прикрученной пробочки подтек и кристаллизовался...

Сотовые откликнулись научным судном "Профессор Насонов", который вышел нам навстречу, и "Скорой помощью", которая дала рекомендации, как помочь пострадавшему.

Бедный Виктор Владимирович, едва ворочая языком, пытался выговорить: "Простите. Из-за меня все так получилось:".

По счастью, на "Профессоре Насонове" оказались тонометр и качественный препарат для понижения давления. Опять пошли звонки в "Скорую" - уточнить, все ли правильно делаем.

К "Внимательному" пришвартовался катер "Прогресс", прибывший из Спасения по телефонному звонку.

Женщины как истинные сестры милосердия участливо окружили  больного. Мужчины трех плавсредств принимали решение.        

На "Прогресс" были отгружены продукты для Спасения, еще какой-то важный груз и один из пассажиров. Больше никто бы и не вместился. Но возвращаться в город, так и не добравшись до заповедного места, казалось нелепым даже в такой ситуации.

Оставшихся пассажиров ученые предложили забрать на борт "Профессора Насонова". "Внимательный" со старпомом, находящимся в критическом состоянии, взял курс на Владивосток.

Суда встретились у причалаСпустя несколько часов по телефону нам сообщили, что Виктора Владимировича, живого, доставили в больницу строителей.

Плач кальмара

А пока: Слегка пристукнутые случившимся, вновь прибывшие неприкаянные пассажиры сбились на открытой палубе "Профессора Насонова" возле рубки. На корме полным ходом шла научная работа.

Одним глазком удалось посмотреть, в чем суть работы экспедиции. Большим ковшом со дна мотолебедкой поднимается грунт. Всякая морская живность, растительность сортируется и складывается в специальные контейнеры. Тут же каждый подписывают. В другие емкости производится забор воды. Как пояснил главный специалист лаборатории Института биологии моря Иван Будин, весь полученный материал будет изучаться в стационарных условиях, чтобы выявить изменения в экологическом состоянии биологических существ и их среде обитания.

Короткий заход в залив Старка на остров Попова - и снова, на ночь глядя, в экспедицию. Правда, на сей раз на ловлю кальмара.

Шипастые крючки гроздью свисают с лески, а между ними, представьте, фонарик, излучающий пронзительный голубоватый свет. Это для кальмара - лучшая приманка. Вся эта конструкция погружается в забортную воду. В руке такая тяжесть и ощущение сопротивления, что кажется - пора тянуть. Но это обманчивое чувство. Когда кальмар запутается в крючках кальмароловки, леска начинает  так выплясывать в руках - не ошибешься. Тянуть добычу новичку не доверяют. И не надо обижаться. Только благодаря определенным навыкам можно избежать сначала фонтана воды, которую выплевывает кальмар, вытащенный на поверхность, а потом такого же фонтана его знаменитых чернил. А вот когда и вода, и чернила кончаются, то кальмар выпускает воздух. И звук этот похож на плач или даже писк младенца.  И ты уже не хочешь салат из кальмара под майонезом, его же тушку, фаршированную овощами, или подкопченного, нарезанного кольцами к пиву.  

При свете фонарей кальмар еще какое-то время переливается желтовато-сиреневым перламутром. Потом буквально на глазах  тускнеет до коричневатого цвета. Раздается писк и плач с другого борта. В короб укладываются еще пять перламутровых тушек. Необъяснимая штука - азарт рыболова. Впрочем, к пяти утра энтузиазм несколько поутих.

Улов оказался, по словам организаторов ловли, "так себе".

Полудрема в душноватых каютах. Туман, морось. Обратный путь к 44 причалу.

Швартовались мы к борту "Внимательного". Здесь нас ободрили информацией о старпоме. Выкарабкивается старик! А куда он денется? Не пьет, не курит, зимой "моржует"! Может быть, еще сходим вместе до Спасения? Ведь было-то уже рукой подать.

Автор: Татьяна БАТОВА (фото автора), "Владивосток"