Ах эти шалости!

Знаете, какое качество самое ценное во взрослом человеке? Умение шалить. Не натужно, сюсюкая, коверкая язык и играя в детство, - так, чтобы покраснели свидетели сего непотребства, а от души, естественно, без напряжения - тогда получается изящно, легко и так заразительно!

15 июнь 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1767 от 15 июнь 2005

Макс Фрай. «Хроники Ехо-2. Властелин Морморы», Тимур Кибиров. «Стихи»

Знаете, какое качество самое ценное во взрослом человеке? Умение шалить. Не натужно, сюсюкая, коверкая язык и играя в детство, - так, чтобы покраснели свидетели сего непотребства, а от души, естественно, без напряжения - тогда получается изящно, легко и так заразительно!

Макс Фрай и Тимур Кибиров при всей разнице представляемых сегодня книг умение изящно шалить в себе сохранили. Некую детскость, органичность - то, чего порой сильно не хватает невероятно серьезным людям…

Похождения сэра Макса в свое время были обречены на изящную смерть: невозможно без снижения качества сколь угодно долго заставлять героя ввергаться в страшные опасности и ужасные приключения… Но «Хроники Ехо-2», как в общем-то ясно, были обречены появиться на свет. Самый коммерчески - не нужно стесняться этого слова - выгодный проект Светланы Мартынчик, как нынче заявляется, в одиночестве скрывающейся за псевдонимом Макс Фрай, был и пока остается востребован читателями. Ну хочет народ сэра Макса и иже с ним - что поделать? Получите! Впрочем, те, кто влюблен в Ехо, не пожалеют, открыв вторую часть. «Хроники Ехо-2» очень - очень! - похожи на первые книги о Максе. Да, чуточку чего-то не хватает в языке и юморе, но эта чуточка не фатальна. Да, опять возникают вопросы, как соотнести излагаемое в книге с событиями, описанными в предыдущих - в том же «Лабиринте Менина». Однако на сей счет есть версия. Давайте представим, что сага о Ехо - просто набор хороших, удивительно хороших рассказов с одними и теми же действующими лицами. Не описание их жизни по возрастающей, а выхваченные из мозаики элементы - вместе все равно не сложатся, потому что некоторых кусков мы не знаем. Представьте, что собрались давние друзья и вспоминают былые времена, общих знакомых… В их рассказах обязательно будут нестыковки, но разве станут они от этого менее интересными? Ничуть! Это шалость автора, вынужденного вернуться к былым персонажам, шалость оправданная… Не нужно быть пристрастными и въедливыми. Нужно просто прочитать.

Тимур Кибиров - поэт, без сомнения, серьезный, невероятно талантливый, яростный, можно даже сказать, шалит немного иначе. На первый взгляд, своей хулиганской поэзией, тематикой и строем стиха он разрушает все, что веками по кирпичику слагали Пушкин, Бродский, Лермонтов… Но стоит вчитаться внимательнее, и вы поймете, что перед вами отнюдь не эксперимент ради эксперимента и вовсе не снижение «высокого штиля». Стихи Тимура Кибирова - даже, о, пусть простят меня эстеты, посвященные драению зубной щеткой очка в солдатском туалете - самая настоящая поэзия. В них бурлит талант!

Высокая, настоящая поэзия, как однажды справедливо заметила великолепная Ахматова, не обязательно должна питаться нектаром и струями млека. Она в состоянии расти из сора и лебеды, а разница между графоманским экспериментом и стихами заключается как раз в умении не перейти грань, шалить от души. И конечно же в таланте!

Разбирать стихи по полочкам - занятие еще более неблагодарное, чем препарирование прозы. Поэзия Кибирова способна заставить читателя не только улыбнуться, но и задуматься. Наверное, это главное!

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, «Владивосток»