Анна Щетинина: Впервые в кино заплакала, когда увидела, что сжигают хлеб...
«Капитан Анна» - так будет называться большеформатный, увесистый, объемом почти в 200 страниц, альбом-воспоминание, посвященный первой в мире женщине капитану дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой, человеку-легенде. По-английски название его звучит как Lady Captain Anna, так величала ее зарубежная пресса.
«Капитан Анна» - так будет называться большеформатный, увесистый, объемом почти в 200 страниц, альбом-воспоминание, посвященный первой в мире женщине капитану дальнего плавания Анне Ивановне Щетининой, человеку-легенде. По-английски название его звучит как Lady Captain Anna, так величала ее зарубежная пресса.
Этот уникальный труд, приуроченный к 125-летнему юбилею ОАО «Дальневосточное морское пароходство» и посвященный памяти одной из ярких незаурядных личностей ХХ века, выходит в знаменитой серии «Капитаны» тиражом три тысячи экземпляров. К его изданию на днях приступили в Москве. В Приморье он появится в июне, когда состоятся торжества, посвященные дню рождения ОАО «ДВМП».
Корреспондент «В» встретился с руководителем проекта Петром Осичанским, президентом Дальневосточной ассоциации морских капитанов, чтобы из первых рук узнать о том, что же будет представлять собой альбом и как шла работа над ним.
- Эта идея родилась давно, - рассказывает Петр Осичанский. - Мы решили собрать рассказы тех, кто был лично знаком с Анной Ивановной в разные годы, - ее коллег, друзей, общественных и политических деятелей. Еще при жизни о ней слагались мифы, какие-то из них она развеяла в своей книге «На морях и за морями», выдержавшей четыре издания. Ну а в чем-то Анна Ивановна Щетинина до сих пор остается личностью легендарной, загадочной. И в то же время очень простой, женственной, деликатной, интеллигентной в истинном значении этого слова.
Мы задумывали эту книгу как воспоминание о нашей великой современнице, а получился альбом-воспоминание, куда вошли помимо всего также выдержки из зарубежных газет о леди-капитане Анне, когда суда ДВМП под ее командованием заходили в иностранные порты, критические статьи и письма самой Анны Ивановны, которыми она откликалась на те или иные события в культурной жизни страны. А еще - около 300 снимков, многие из которых уникальны и показывают не только остановившиеся мгновения из жизни А. И. Щетининой (ее встречу с космонавтом Валентиной Терешковой, ловлю раков во время отдыха на реке, зимнюю прогулку на лыжах, портреты родителей), но также яркие фотостраницы истории становления и судьбы одного из самых великих флотов в мире - морского флота СССР. И в том числе конечно же Дальневосточного морского пароходства. Это единственная судоходная компания страны, которая вышла из реформ с наименьшими потерями и где прошли самые лучшие годы жизни Анны Ивановны Щетининой.
Если говорить непосредственно о самих воспоминаниях, на мой взгляд, они получились очень теплыми и открытыми, особенно те, что написали представители старшего поколения капитанов - Соболевский, Абоносимов, Либензон, Зильберман.
- Кто помог в издании альбома-воспоминания «Капитан Анна»?
- Главным спонсором проекта выступило ОАО «Дальневосточное морское пароходство». Активную помощь оказали также компании DD Shipping, ARDIS, AST Shipping, Норфес Marine Service, FETMIS. Огромное всем спасибо.
Не могу не сказать искренних слов благодарности в адрес Государственного архива Приморского края, музея и архива ДВМП, архива ОИАК. А также большому авторскому коллективу, который работал над проектом, и прежде всего художнику-дизайнеру Геннадию Кунгурову, редактору-составителю Ивану Егорчеву.
- Можно ли сказать, что это самое полное издание об Анне Ивановне Щетининой?
- Думаю, смею так утверждать. Во время работы, а она велась не один год, скрупулезно были изучены все документы, связанные с именем А. И. Щетининой (а их огромное количество), которые сейчас хранятся в Государственном архиве Приморского края. Были, если уместно так сказать, и сенсационные находки.Так, например, удалось обнаружить переписку капитана Анны с писателем В. Конецким, частично она тоже попала в альбом. В архиве было обнаружено также помимо личных дел А. И. Щетининой немало редких снимков старых пароходов, где на капитанском мостике стояла Анна Ивановна, фотографий ее коллег, которых она глубоко уважала.
- А было что-то такое, чего найти не удалось?
- Фотографию мужа Анны Ивановны - Н. Ф. Качимова. Когда альбом был практически готов, я обратил внимание, что у нас нет о нем ни строчки. Тогда решили процитировать то, что писала о нем сама А. И. Щетинина (к слову, в альбоме «рефреном» проходят выдержки из ее замечательной книги). А вот снимка найти так и не удалось. Может быть, он сохранился у кого-нибудь из владивостокцев в личных архивах? Есть сведения, что муж капитана Анны был репрессирован, он умер вскоре после своего освобождения, можно сказать, у нее на руках. Это было в Ленинграде. Сама Анна Ивановна никогда не поддерживала эту тему в разговоре. Это одна из тайн ее судьбы, которую еще предстоит узнать. Но об этом будет рассказано уже в другой книге.
* * *
А. И. Щетинина - В. В. Конецкому:
«…Если говорить о моей откровенности, то, очевидно, по Вашим словам, «я застегнута на все пуговицы». И застегнулась давно, с самой молодости. И здесь нет никакой загадки. Из обычной юности я сразу попала в такую обстановку, в которой моя откровенность и какие-то еще юношеские побуждения сразу улетели…
Что касается того, щипало ли у меня глаза на хорошем фильме и над хорошей книгой? Это уже, кажется мне, не совсем та же тема. Да, впервые в кино заплакала, когда увидела, что сжигают хлеб на корню. А мне тогда было не 80 лет. И всякое бывало… Правда, не тогда, когда касалось лично меня (аварии). У меня хватало выдержки… 21.08.88»
В. В. Конецкий - А. И. Щетининой:
«Дорогая Анна Ивановна! Каждая весточка от Вас - для меня радостная гордость. Конечно, с нетерпением жду выхода Вашей книги. Убежден, в ней найдется немало откровенностей, которым цены не будет.
Ваша жизнь уже вошла не только в историю Русского флота, она стала легендой. Дорогая Анна Ивановна, поверьте мне - не так-то много людей еще при жизни становятся легендой… Мне бы Вашу волю, силу жизни! Обнимаю Вас, если разрешите, то целую.
Всегда Ваш Виктор Конецкий. 19.07.94».
Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА, «Владивосток»