«Красин» - «Polar Star» - 4:0

Последний раз ледокол Дальневосточного морского пароходства заходил в прилегающие к Антарктиде моря - не с иностранными туристами, как это не раз делал в безопасных водах «Капитан Хлебников», а для оказания помощи терпящим бедствие - ровно 20 лет назад. В 1985 году ледокол «Владивосток» под командованием прославленного полярного капитана Геннадия Антохина спасал экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов». Подобную операцию минувшей зимой осуществил ледокол «Красин» во главе с капитаном Виктором Ковальчуком. Сразу после возвращения ледокола из непростого рейса с капитаном «Красина» встретился корреспондент «В».

22 март 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1721 от 22 март 2005

И в ледовом футболе наши оказались сильнее

Последний раз ледокол Дальневосточного морского пароходства заходил в прилегающие к Антарктиде моря - не с иностранными туристами, как это не раз делал в безопасных водах «Капитан Хлебников», а  для оказания помощи терпящим бедствие - ровно 20 лет назад. В 1985 году ледокол «Владивосток» под командованием прославленного полярного капитана Геннадия Антохина спасал экспедиционный дизель-электроход «Михаил Сомов». Подобную операцию минувшей зимой осуществил ледокол «Красин» во главе с капитаном Виктором Ковальчуком. Сразу после возвращения ледокола из непростого рейса с капитаном «Красина» встретился корреспондент «В».

- Виктор Константинович, если бы не помощь «Красина», то международную полярную станцию Мак-Мердо пришлось бы эвакуировать?

- Такая постановка вопроса некорректна. Ни о каком спасении и речь не шла. Американцы довольно практичные люди. В начале ледовых работ в море Росса «Полярная звезда» (Polar Star) подломила винт. Руководство забеспокоилось, что американский ледокол не сможет самостоятельно выполнить всю работу. Поэтому Вашингтон обратился к Москве с просьбой выделить в помощь ледокол ОАО «ДВМП». Чтобы без аврала, в плановом порядке, летом доставить все необходимые грузы в Антарктиду.

Даже если бы морем не удалось их забросить на материк, то все необходимое перевезли бы по воздуху. В Мак-Мердо прекрасный ледовый аэродром, который принимает сверхмощные транспортные самолеты «Геркулес». Только это было бы гораздо дороже, чем привлечение российского ледокола. Ведь за одну проводку танкер сразу слил полярникам 27 тысяч тонн жидкого топлива.

- «Красин» и «Полярная звезда» сильно отличаются по мощности?

- У дизель-электрохода «Красин» 36 тысяч лошадиных сил. У американского турбоэлектрохода значительно меньше, хотя машина его устроена таким образом, что разовое усилие у него может быть очень мощным. Однако имеется существенная разница не только в том, сколько «лошадей на винтах», но и в массе. Поэтому «Красин» ломает лед своим весом, что коллегам из США не под силу. Да и опыта работы в тяжелых льдах у нас все-таки побольше.  Поэтому мы чувствовали себя гораздо увереннее и играли лидирующую роль в пробивании канала.

- То есть для вас это была обычная работа?

- Самым трудным во всей экспедиции был переход через тропики. Когда воздух нагрет до 40 градусов, то в машинном отделении и все 60-70 градусов с плюсом. Это довольно тяжело переносится. А вот льдом нас не испугать что в Арктике, что в Антарктиде. Хотя в Южном полушарии лед крепче, потому что температура забортной воды очень низкая.

Дрейфующий лед до метра можно было и не замечать. Труднее пришлось в полосе припая шириной 15 миль. 25 января на кромке подхватили танкер и за шесть часов прошли 50 миль. И потом семь суток два ледокола пробивали канал в двухметровом припае. Бились параллельными и встречными курсами. Лишь когда полоса чистой воды стала шириной не менее кабельтова, только тогда повели нефтеналивное судно к причальной стенке. Затем по такой же схеме отработали с контейнеровозом. Единственное, пришлось дольше ждать, пока его обработают. Ведь, выгрузив контейнеры с продовольствием, материалами и оборудованием, на борт ставили другие контейнеры с мусором, собравшимся в течение года, – более чистое место на земле, чем Антарктида, трудно найти.

- А что за айсберг стоял на вашем пути?

- Есть такой под номером Б-15, его длина 160 километров. Эта ледовая махина застряла на мели между островом Боффорта и материком. Волнами и ветром от него откалываются более мелкие айсберги. Вот они-то и могут закрыть единственный морской проход к полярной станции. Там весьма непростой участок шириной 6 миль. Со спутников передается информация. Столкнуться с такой «мелочью»  – не дай Бог, каждый такой бродячий айсберг может утащить на дно «Титаник». У «Красина» надстройка ниже, чем верхняя точка этой ледяной глыбы.

- Понятно, что справиться с таким сложным заданием мог только профессиональный экипаж. Кого вы поблагодарили  в первую очередь?

- Все моряки проявили себя. Каждый из 68 человек достоин похвалы. Конечно, кто-то проработал на ледоколе бессменно 10-15 лет. Но и только что пришедшие в экипаж старались по максимуму. Конечно, большая заслуга в успешной работе принадлежит старшим помощникам Виталию Никитенко и Ивану Бацману, главному механику Геннадию Овчеренко, боцману Владимиру Давлетгарееву, да и всем остальным.

- Виктор Константинович, что собой представляет Мак-Мердо?

- У нас было много работы, несколько производственных совещаний. Поэтому экскурсии в чистом виде не было. Станция - этакий аккуратный небольшой город американского типа на две тысячи жителей. Очень много техники. По территории разъезжают такси каждые 15-30 минут по определенному маршруту. Есть магазин с сувенирами и бытовыми принадлежностями. Большая столовая на весь коллектив. Все бесплатно. Питание великолепное, ограничения только по рекомендациям врачей. Максимум комфорта и уюта для жителей, ведь условия здесь сверхсуровые. Зимой столбик термометра опускается до минус 80 градусов. Множество лабораторий по различным направлениям. В нескольких километрах расположена станция Новой Зеландии, коллективы постоянно встречаются. С полярниками других станций, в том числе и российских, ведется обмен информацией. Русские ученые также трудятся в Мак-Мердо, ведут совместные проекты с коллегами из США и других стран. Некоторые полярники живут с супругами, но без детей. Очень строгая дисциплина. Третьего замечания не дел
ают, нарушитель ближайшим самолетом улетает навсегда из Антарктиды. Заработки у всех разные. Болгарин Стефан, с которым мы познакомились, водит в Мак-Мердо большегрузный автомобиль и получает 2700 долларов США в месяц. Все деньги поступают на банковский счет, потому что на самой станции, по словам водителя, «коммунизм».

- Люди в Антарктиде живут временно. А кого вы видели из представителей животного мира?

- Больше всего там поморников. Птицы обнаглевшие. К примеру, несет человек из столовой в свой дом поднос с ужином. Если не кинул птицам кусок, то могут и налететь, спикировать на поднос, попытаются выхватить сами. В стороне обитают пингвины, но к людям не приближаются. В прибрежных водах встречались киты, косатки. И все они находятся под строжайшей защитой международных конвенций.

- Чем вы больше всего гордитесь по итогам прошедшего рейса?

- Своим судном и экипажем. Мы не только в работе смогли показать американцам свое мастерство и оказать им максимальную помощь.  Было еще противоборство в футбольном матче. На льду припая  встретились команды двух экипажей. Моряки «Красина» всухую обыграли ледокольщиков «Полярной звезды» со счетом 4:0.

Автор: Николай КУТЕНКИХ, «Владивосток» Фото с Интернет-сайта fesco.ru