Время уменьшать пошлины

В конце января Минэкономразвития РФ обнародовало парадоксальные данные: таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию будут снижены. Дальневосточников, привыкших к тому, что пошлины могут меняться только в одну сторону, эта новость, мягко говоря, удивила. Оказывается, все дело в предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию. Членство в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенного законодательства, влекущую за собой если не устранение, то серьезное ослабление железных занавесов протекционизма. В связи с этим у приморцев, чей маленький корыстный интерес состоит в том, чтобы и дальше передвигаться на слегка подержанных японских машинах, появилась робкая надежда на скорое удешевление этих самых «япономарок».

11 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1703 от 11 февр. 2005

Скорое вступление России во Всемирную торговую организацию сталкивает интересы отечественных производителей, мирового сообщества и любителей подержанных «японок»

В конце января Минэкономразвития РФ обнародовало парадоксальные данные: таможенные пошлины на ввоз автомобилей в Россию будут снижены. Дальневосточников, привыкших к тому, что пошлины могут меняться только в одну сторону, эта новость, мягко говоря, удивила. Оказывается, все дело в предстоящем вступлении России во Всемирную торговую организацию. Членство в ВТО предполагает значительную либерализацию таможенного законодательства, влекущую за собой если не устранение, то серьезное ослабление железных занавесов протекционизма. В связи с этим у приморцев, чей маленький корыстный интерес состоит в том, чтобы и дальше передвигаться на слегка подержанных японских машинах, появилась робкая надежда на скорое удешевление этих самых «япономарок».

И в ВТО засесть, и собственный автопром не съесть

Чтобы вступить в ВТО, России приходится вести переговоры со всеми членами этой глобальной организации. Время «Ч» все ближе: как сообщил руководитель департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, «все двусторонние переговоры с торговыми партнерами могут быть завершены к лету 2005 года, а в 2006 году Россия может стать членом ВТО». Тем не менее консультации с Японией, продолжившиеся в январе, оказались непростыми. Камнем преткновения стали как раз пошлины на ввоз в Россию автомобилей: Япония начала рассматривать нас как серьезный рынок (в прошлом году не раз озвучивались планы открытия в РФ сборочных производств компаний «Тойота» и «Ниссан») и вследствие этого таможенные барьеры не приветствует. «Основной проблемой является сохранение ряда различий в позициях сторон относительно тарифов на автомобили и на их комплектующие. На мой взгляд, эти вопросы разрешимы, и я надеюсь, что переговоры в ближайшее время могут успешно завершиться», - заявил замминистра иностранных дел России Александр Алексеев агентству «Интерфакс» накануне визита в Россию главы МИДа Японии Нобутаки Матимуры в середине января.

Проблема крылась в различии стратегий японских и европейских автопроизводителей. Если европейцы охотно открывают свои «отверточные» заводы в других странах, то японцы предпочитают сначала выйти на высокий уровень продаж, удостоверившись таким образом в надежности рынка сбыта, и только потом, после отладки сети сервисных центров, запускать производство. Поэтому европейскому автопрому в отличие от японского высокие тарифы на ввоз в Россию готовых машин только на руку. В ходе аналогичных переговоров с Европейским союзом, которые завершились в прошлом году, Россию даже просили повысить импортные пошлины.

В унисон европейским партнерам выступил и отечественный автопром, как огня боящийся снижения пошлин. С другой стороны, членство в ВТО должно стать серьезным стимулом для осовременивания российской автомобильной промышленности, сегодня остающейся на плаву в основном из-за протекционистской политики Москвы. Впрочем, даже в случае модернизации модельного ряда и начинки «Лад» с «Волгами» доля отечественных машин на российском рынке после вступления РФ в ВТО, считают эксперты, значительно сократится. Продажи иномарок, напротив, должны вырасти. 

Хлама своего хватает

Согласно предварительным данным компромисс между Россией и Японией заключается в следующем: пошлины будут снижены, но не сразу и не до нуля. Предполагается, что отсрочка позволит России развить автопромышленность на своей территории – как чисто российскую, так и «иномарочные» производственные линии – и тогда снижение пошлин ударит по нам не так больно.

Ослабить таможенные барьеры Россия будет должна в течение ближайших семи лет, возможно и изменение самой методики расчета пошлин. По истечении переходного периода пошлины на ввоз новых (возрастом до трех лет) автомобилей снизятся до уровня 10 проц.; вероятно, этот процесс начнется не раньше чем через четыре года. По аналогичной схеме уменьшатся пошлины на ввоз машин возрастом от трех до семи лет (основная составляющая автомобильного импорта из Японии в Россию за счет оптимального соотношения качества и затрат), но все равно они будут несколько выше пошлин на новые авто. Запретительные ставки на импорт машин старше семи лет Москва планирует сохранить. «Для хлама рынок будет по-прежнему закрыт», - заявил Максим Медведков. Правда, «хлам» - понятие относительное. На Дальнем Востоке, к примеру, никто не станет говорить всерьез о выборе между новой «Ладой-десяткой» и японской машиной 1997 года выпуска, еще не эксплуатировавшейся в наших условиях.

Не мытьем, так катаньем

Приобретать по-настоящему новые японские автомобили могут позволить себе немногие. Массовый же импорт дешевых автомобилей старше семи лет был практически прикрыт еще несколько лет назад таможенными барьерами. Остается более-менее приемлемая ниша «от трех до семи», которая в основном и представлена на Зеленом углу. Это если не брать в расчет так называемые конструкторы - автомобили, которые ввозят в разобранном виде как запчасти, а в России собирают и ставят на учет по уже имеющимся документам (юридически такая операция считается заменой двигателя и кузова с занесением соответствующих записей в паспорт транспортного средства).

Если пошлины действительно будут снижены, московским лоббистам придется искать новые пути для защиты отечественного автопрома. Первые «ласточки» уже появились: руководителем госавтоинспекции МВД России Виктором Кирьяновым озвучены предварительные планы по определению «параметров эксплуатации» автомобилей старше 10 лет, а также всех праворульных машин. Если подержанные «японки» таким образом будут ограничены в правах, это должно уменьшить объемы их импорта: зачем ввозить, к примеру, семилетнюю «праворульку», если уже через три года ее обложат дополнительным налогом, а то и вообще запретят? Тем самым массового потребителя (не берем в расчет того, кому по карману купить новую японскую или европейскую машину) сориентируют на родной российский автопром. А ввезенные ранее «японки» будут обреченно доживать свой короткий автомобильный век.

Так что, на наш взгляд, возлагать какие-то особые надежды на снижение пошлин не стоит. Стратегия чиновников из Минэкономразвития напоминает политику КНР: китайцы в аналогичной ситуации сначала закрыли границу для иномарок, затем развили собственное производство (в том числе по лицензиям ведущих мировых автоконцернов) и уже после этого перешли к оговоренному при вступлении в ВТО снижению пошлин.

Да и бог с ними, с пошлинами, предложи отечественный автопром реальную альтернативу недорогим подержанным японкам. Разбалованные «Тойотами» и «Ниссанами» дальневосточники не видят таковой ни в полуроссийских «Фордах» и «Хендэ», ни тем более в разрекламированных «Ладах-Калинах» и угловатой вазовской «классике», по-прежнему сходящей с конвейера.

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»