Видеть. Смотреть. Ненавидеть…

Слова, вынесенные в заголовок из разряда неправильных глаголов русского языка, следовало бы в данной ситуации расставить в другом порядке: смотреть, видеть, ненавидеть.

11 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1703 от 11 февр. 2005

Актуально!

Слова, вынесенные в заголовок из разряда неправильных глаголов русского языка, следовало бы в данной ситуации расставить в другом порядке: смотреть, видеть, ненавидеть.

Первое - смотреть и видеть - относится к новому проекту Кати Кандыбы и Игоря Демиденко «Видят не все», представленному в Приморской картинной галерее. Это очередной творческий шаг в области актуального искусства, где альянс Кандыба-Демиденко уже не однажды отметился и во Владивостоке, и в Москве. Вряд ли авторов можно упрекнуть в притягивании за уши какого-то скрытого смысла: актуальное искусство понимают не все. В данном случае проблема «видимое - невидимое» рассматривается художниками как больной вопрос современного общества, где живут… слепые. То есть в экспозицию включен ряд аннотаций, набранных шрифтом азбуки Брайля, сопровождающих репродукции традиционных шедевров из Лувра и Русского музея. Зритель должен уметь читать пальцами и быть свободным от стереотипов.

Секрет выставки в том, что посвященные в секрет тактильного чтения не видят предмета выставки, и все-таки переживают сильные эмоции зрителей, созерцающих оригинальную живопись в музеях мира. Если учесть, что в мире сегодня несколько миллионов слабовидящих или вовсе не видящих людей, то актуальность актуального (извините за каламбур) искусства в этом случае вряд ли можно поставить под сомнение.

И тут наступает очередь еще одного слова из неправильного глагольного ряда - ненавидеть. Актуальное искусство вообще и персона Кати Кандыбы в частности не раз подвергались упрекам. Проект «Доигрались» (по мотивам истории грехопадения Адама и Евы), представленный летом прошлого года в Москве, был разруган в пух и прах газетой «Коммерсантъ». Во Владивостоке в адрес единственной в своем роде художницы также раздавались бранные слова: сломанные руки и рваные носки - не самый лучший повод для творчества. Но дело не в носках, а в идее. Только она может доказать индивидуальность и творческую состоятельность личности. Кандыба и Демиденко, которые решили показать улыбку Джоконды и «Черный квадрат» слепым, безусловно, доказали эту состоятельность.