Русский бизнес в Шанхае,

На 17-м этаже одного из небоскребов в самом сердце старого Шанхая с видом на знаменитую Bund пять лет назад разместилась компания “Марс Консалтинг”. Несмотря на иностранное название, она принадлежит русскому бизнесмену Михаилу Дроздову. Это чувствуешь сразу, как только попадаешь в офис: на рабочем столе бюст Пушкина, на стенах картины Сергея Черкасова с горбатыми владивостокскими улочками - Михаил наш земляк, художнику помогал устраивать выставки в Поднебесной.

11 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1703 от 11 февр. 2005

или Полюбят ли китайцы «Красный Октябрь»

На 17-м этаже одного из небоскребов в самом сердце старого Шанхая с видом на знаменитую Bund пять лет назад разместилась компания  “Марс Консалтинг”. Несмотря на иностранное название, она принадлежит русскому бизнесмену Михаилу Дроздову. Это чувствуешь сразу, как только попадаешь в офис: на рабочем столе бюст Пушкина, на стенах картины Сергея Черкасова с горбатыми владивостокскими улочками - Михаил наш земляк, художнику помогал устраивать выставки в Поднебесной. Чем больше узнаешь Михаила, тем крепче уверенность, что он просто рожден для успеха. При этом баловнем судьбы его не назовешь, скорее трудоголиком с разносторонними интересами: музыка, книги, живопись. А еще Михаил - председатель “Русского клуба в Шанхае”.   

Собственное дело в Поднебесной

- Сейчас для иностранного бизнеса здесь наступили более благоприятные времена, - говорит Михаил. - В середине декабря прошлого года в Китае вступил в силу новый закон о либерализации внешней торговли. Это стало следствием того, что в 2001 году страна вступила в ВТО и теперь должна выполнять ряд соответствующих ее новому статусу обязательств. Таким образом, сегодня зарубежные компании могут регистрировать свой бизнес в торговой сфере - раньше это исключалось. В Китае иностранцам очень трудно было создать предприятия мелкой торговли, розничных услуг. Даже русские рестораны, магазины, которые открывались в Поднебесной, регистрировались на подставных лиц, причем исключительно китайского происхождения. А это, увы, не всегда  безопасно. К тому же уставный фонд компании с иностранными инвестициями должен был составлять не менее 200 тысяч долларов. Сейчас это 500 тыс. юаней (около 63 тыс. долларов).

Что касается разговоров о привлекательном инвестиционном климате в Поднебесной, он действительно существует, но в первую очередь для серьезных инвесторов. Тех, кто готов вкладывать солидные деньги или приводить с собой передовые технологии. Знаменитые китайские льготы  тоже прежде всего сориентированы на крупный бизнес. И тем не менее их достаточно много. Так, к примеру, новая компания первые два года освобождается от налога на прибыль, а дальше следует ряд существенных скидок. В Поднебесной сегодня свыше 200 свободных экономических зон, только в Шанхае их около 10. И в каждой -  разные условия для развития бизнеса.

Как все начиналось

Михаилу Дроздову пришлось торить свой путь в Шанхае, напомним, это было почти девять лет назад, в более жестких условиях. Он начал свой бизнес, имея в активе не так много денег. Чтобы обойти ограничения по размеру уставного капитала, Михаил оформил свою компанию как представительство российской.

Средняя ежемесячная цена офисного помещения площадью около 50 кв. м в центре города составляет 1000 долларов. При  этом деньги вносятся сразу как минимум за три месяца. В Китае нужно платить залог при аренде - еще плюс 2000 долларов. Весь первый год фирма работала себе в убыток. Только под конец второго вышли почти “на  ноль”. Когда появилась первая прибыль, стали отдавать долги. В штате тогда была лишь одна сотрудница - китаянка, которой Дроздов платил 200 долларов в месяц (сейчас она получает в три раза больше), себе оклада не назначал. Клиентов первое время было до обидного мало, не помогла даже реклама, запущенная в ряде центральных московских изданий. Все расходы пришлось урезать  до минимума. Но Михаил проявил характер и не сдался на милость обстоятельствам, поэтому вышел победителем. Сейчас “Марс Консалтинг” известен почти всем крупным российским компаниям, работающим на востоке Китая. Клиенты приходят по рекомендации или через Интернет. Среди самых известных – компании “Спортмастер”, “Руян”, “ФЕСА”, “Русский шоколад” и многие другие.

Заметки на память

- Как бы хорошо русский ни знал китайский язык, некоторые вопросы могут решить только китайцы, особенно это касается общения с чиновниками, - говорит Михаил Дроздов. - Поэтому у меня в штате в шанхайском офисе помимо Антона Атрощенко, выпускника Белорусского государственного университета, специалиста по международным отношениям, еще четыре китайских сотрудника. Трое из них учились в России. Им не понаслышке знаком наш российский менталитет, поэтому деловые отношения выстраиваются легко и свободно. И еще один - китайский юрист. Должен сказать, профессиональный уровень китайского персонала стал заметно выше. Еще несколько лет назад иностранцам было довольно просто найти работу в Шанхае, сейчас местные специалисты составляют серьезную конкуренцию.

Вид на достойное жительство

Михаил Дроздов намерен и дальше расширять свой бизнес в Шанхае. Он не думает отсюда уезжать. Но при этом не собирается получать китайское гражданство, ведь в таком случае нужно будет отказаться от российского. К тому же, как считает Михаил, иностранцем в Китае быть гораздо выгоднее. У Дроздова есть рабочая виза и вид на жительство. Он уже крепко пустил здесь корни. В этом городе, который не без основания называют восточным Парижем, Михаил познакомился со своей женой - Александра приехала сюда на стажировку из Алтайского университета. Здесь растет их сын Федор, который  учится говорить сразу на двух языках (скоро ему исполнится два годика), у малыша есть китайская няня. Семья Дроздовых снимает комфортабельную трехкомнатную квартиру площадью в 115 кв. м. Представьте себе прекрасно обустроенную территорию с газонами, пальмами  и даже крохотным озерцом с золотыми рыбками.

Но при этом Михаил мечтает купить в Шанхае собственную квартиру в кредит. Банк дает 70 процентов от стоимости жилья по ставке 5 процентов годовых.

Сама квартира Дроздовых по-русски гостеприимна, здесь частенько останавливаются друзья, и тогда Михаил берет на себя еще обязанности экскурсовода, причем делает это замечательно, Шанхай он знает как свои  пять пальцев (корр. “В” смог в этом лично убедиться). Здесь разместились  прекрасно подобранная библиотека (все эти книги в течение вот уже многих лет привозятся с родины и всегда занимают большую часть багажа),  фонотека и фильмотека. Многие книги с дарственными надписями авторов. На стене портрет Олега Лундстрема - “дедушки Лу”, с которым Михаил познакомился и подружился несколько лет назад, когда создатель знаменитого джаз-банда приезжал в Шанхай.

Кот Матроскин заговорил по-китайски

Консалтинговые услуги - это бизнес для заработка, но есть у Михаила Дроздова и другой бизнес - для души. Несколько лет назад он получил права на издание в Китае произведений Эдуарда Успенского. С помощью Михаила в свет вышли 10-тысячным тиражом уже семь книг популярного российского писателя: “Крокодил Гена и его друзья”,  “Дядя Федор, пес и кот”, “Зима в  Простоквашино” и другие.

- В Китае в 50-е годы издавалось много произведений современной русской литературы: Шолохов, Островский, Леонов, Б. Васильев, - говорит Михаил Дроздов. - Сейчас практически ничего нет. Россия в этом плане очень много потеряла. Несколько лет назад у меня и  моего большого друга китайского профессора Сюй Юнпина  возникла идея - познакомить Китай с современной русской литературой. Мы решили, что начать стоит с детских  книжек. В период охлаждения отношений между нашими странами выросли целые поколения китайцев, которые ничего не знают о русских. Но, согласитесь, если  китайский малыш познакомится, скажем, с  котом Матроскиным или с крокодилом Геной, в будущем, когда он станет взрослым,  у него непременно возникнет желание прочитать книги и других русских авторов.

Кроме книг Э. Успенского с нашей помощью в Китае уже вышли либо появятся на прилавках в ближайшем будущем книги Дарьи Донцовой, книга И. Грековой  “Хозяйка квартиры”, а также книга молодого российского автора  Сергея Смирнова  “Империя здоровья”. Наибольший интерес у жителей Поднебесной вызывают в последнее время  книги по психологии, истории искусства для детей. Но это - в планах на будущее.

* * *

Во время командировки в Шанхай мне довелось присутствовать (с согласия сторон) на одной из рабочих консультаций в компании “Марс Консалтинг”. В Китай прибыли представители крупного шоколадного бизнеса, холдинг “Объединение кондитеров”, куда вошли такие известные торговые марки, как “Красный Октябрь”, “Рот Фронт”, “Бабаевский”. Их интересовала возможность продвижения элитной российской шоколадной продукции на китайский рынок, который, как известно, отличается большим консерватизмом в своих гастрономических пристрастиях. Достаточно сказать, что на раскрутку французского шоколада  “Dove”, который сегодня можно увидеть практически в каждом даже не очень крупном шанхайском магазине, ушли миллионы долларов и не один год рекламного прессинга.

Роман Саяпин

* * *

Роман Саяпин, партнер и коллега М. Дроздова по работе в консалтинговой группе  “Окно в Китай”. Роман окончил Хабаровскую академию экономики и права, а также факультет восточных языков Хабаровского пединститута. Работает в Пекине уже пятый год:

- Китай становится все более перспективным и привлекательным.  Правда, Россия немного опаздывает. Весь мир давно уже здесь.

Надо сказать, если раньше торговля  и сотрудничество в этом регионе развивались на уровне  крупных межправительственных объектов, то сейчас начинают организовывать свое производство и частные русские компании. Есть клиенты, которые занимаются в Китае продажей программного обеспечения. Много транспортных компаний, которые обслуживают основной бизнес, это – закупка товаров или поставка сырья: леса, нефти. При этом успешному и быстрому развитию русского бизнеса в Китае по-прежнему мешают три главные проблемы: языковой барьер, разность менталитетов и довольно сложное законодательство Поднебесной. Именно поэтому многие российские компании предлагают нам поучаствовать в решении организационных моментов при налаживании их бизнеса в Китае. Сейчас все они довольно уверенно чувствуют себя здесь. Это говорит о том, что русский бизнес в Китае можно делать успешным. Время пришло.

* * *

М. Дроздов с сыном ФедоромВпервые в Поднебесную М. Дроздов попал в 1991 году, будучи студентом, он учился на юридическом факультете ДВГУ. Китайским занялся на третьем курсе и довольно успешно. По окончании вуза консультировал граждан КНР по вопросам регистрации компаний, особенностей ведения бизнеса в России, визовой поддержки и т. п. Сейчас все с точностью до наоборот – основные клиенты  “Марс Консалтинг” - российские бизнесмены, желающие начать бизнес в Китае.

В 1996 г. Михаил Дроздов приехал на двухгодичную стажировку в Фуданьский университет, чтобы изучить китайское право, и остался в Шанхае. Работал в туристической компании, параллельно оказывал юридические услуги. В 2000 году открыл свое дело. Тогда в Шанхае существовало не более 10 представительств российских компаний, среди них “Аэрофлот”, Торгово-промышленная палата, Совмортранс, ДВМП, в общем, мощные полугосударственные структуры. “Марс Консалтинг” стала первой в Шанхае российской юридической фирмой. В 2002 году деятельность значительно расширилась в связи с созданием группы компаний “Окно в Китай”, в которую вошел “Марс Консалтинг”. Группа компаний имеет офисы в Пекине, Шанхае и Гуанчжоу.

* * *

Русские студенты, приезжающие по обменным программам на учебу в Китай, в “приварок” к стипендии (она составляет 800-1200 юаней - это почти  100-150 долларов) тоже делают свой маленький  бизнес:  участвуют в массовках при съемках кино, работают с модельными агентствами, рекламными службами. Занимаются репетиторством, последнее становится довольно прибыльной статьей дохода во время новогодних каникул, когда богатые китайцы нанимают своим чадам “дополнительных” учителей (школы почти месяц не работают). Таким образом, если очень повезет, за это время можно заработать до 1,5 тыс. долларов.

Автор: Тамара КАЛИБЕРОВА (фото автора), «Владивосток», Владивосток - Шанхай - Владивосток