Суета вокруг арены
Даже на экране телевизора видно, что Мстислав Запашный волнуется. Голос известнейшего артиста, а ныне генерального директора Росгосцирка срывается: “Владивостокцы! Жители края! Вас хотят лишить цирка! Мы не можем этого позволить…”.
Владивостокский цирк – в центре скандала
Даже на экране телевизора видно, что Мстислав Запашный волнуется. Голос известнейшего артиста, а ныне генерального директора Росгосцирка срывается: “Владивостокцы! Жители края! Вас хотят лишить цирка! Мы не можем этого позволить…”.
Пожалуй, уже несколько лет Владивосток не сотрясали громкие скандалы, закрученные вокруг передела собственности. Казалось, что все более или менее лакомые кусочки – предприятия, здания, фирмы – разобраны. Тем большее внимание на фоне этого затишья вызывает ситуация, сложившаяся вокруг Владивостокского государственного цирка.
Что известно зрителям?
Представления программы “Рыси и медведи” отменены, о чем извещает написанное от руки объявление на дверях цирка, деньги за билеты возвращают в кассе. Здание цирка и внутренние помещения давно требуют ремонта. Сиденья в зале, проходы между рядами не выдерживают критики. Паркет в фойе, туалеты, витражные стекла фасада – все говорит о том, что цирку требуются целенаправленные финансовые вложения. Об остальном зрители могут только догадываться…
Как, например, о том, что в данный момент в цирке параллельно существуют два действующих директора: Алексей Туркалов – директор Владивостокского государственного цирка, входящего в сеть Росгосцирка, и Виктория Верветченко – директор созданного недавно учреждения культуры “Владивостокский цирк”. А также официально уволенный с поста директора Владивостокского государственного цирка Михаил Михаев, занимавший эту должность в течение восьми лет вплоть до февраля текущего года.
Единый имущественный комплекс
Взгляд на причины конфликта и пути его разрешения, а также хронологию событий с точки зрения Росгосцирка изложил Василий Браташ, начальник департамента экономической безопасности Росгосцирка, а также директор Самарского государственного цирка:
- На днях комиссия Росгосцирка прилетела во Владивосток, чтобы ознакомить Михаила Михаева с приказом об отстранении от занимаемой должности. Когда мы пришли в цирк, Михаил Михаев предъявил нам бумаги, согласно которым здание цирка передано в аренду на 49 лет вновь образованному учреждению культуры “Владивостокский цирк”, следовательно, Владивостокского государственного цирка как такового более не существует. И пускать в помещения комиссию он впредь не намерен. Так как на тот момент в здании цирка находились актеры, а также реквизит, животные программы “Рыси и медведи”, принадлежащие Росгосцирку, мы сочли необходимым принять меры по охране людей и имущества и заключили договор с частным охранным агентством “Зорро”, сотрудники которого и выполняют свою работу. Кроме того, мы обратились с заявлением в управление по борьбе с экономическими преступлениями, прокуратуру Приморского края. Мы считаем, что сделка, согласно которой здание цирка, являющееся федеральной собственностью, перешло в аренду частной, я подчеркиваю, фирме, незаконна и должна быть расторгнута. Росгосцирком отправлены заявления в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и Федеральное агентство по культуре и кинематографии, в которых аргументированно доказывается: здание Владивостокского цирка входит в единый имущественный комплекс Росгосцирка и закреплено за подведомственным учреждением на праве оперативного управления, а следовательно, не может быть передано частникам. В случае отказа мы намерены обратиться в суд. Кроме того, мы настаиваем на необходимости полной проверки бухгалтерской и финансовой деятельности дирекции Михаила Михаева. Между прочим, финансовые документы нам так до сих пор и не предъявлены – к моменту приезда комиссии они очень кстати были отправлены в аудиторскую фирму, с которой в спешном порядке был заключен договор.
Директором Владивостокского государственного цирка назначен Алексей Туркалов – грамотный антрепренер, опытный менеджер, работник культуры. Нам кажется, что этот человек способен изменить ситуацию в цирке к лучшему. Ни для кого ведь не секрет, что гостиницы для актеров при Владивостокском цирке не существует, они живут в весьма сомнительных с точки зрения удобств гримерках; что здание цирка нуждается в ремонте и переоборудовании. Конечно, проблемы Владивостокского цирка не уникальны, но во многих городах они решаются. Пора начать работу и здесь.
В России всего четыре цирка не входят в систему Росгосцирка, но при этом здания этих учреждений являются муниципальной или республиканской собственностью. Директора же цирков, входящих в Росгосцирк, поддерживают нашу позицию.
Разрушаем монополию на цирки
Именно так объясняют свое решение выйти из системы Росгосцирка Михаил Михаев и его сторонники. В защиту «мятежного цирка» выступают Максим Никулин, Татьяна Запашная и бывший заместитель директора Росгосцирка Сергей Боярчук. Вот их точка зрения.
Максим Никулин:
- Думаю, аттракцион «Рыси и медведи» мог бы спокойно радовать зрителей, пока две параллельные цирковые дирекции разбирались бы между собой.
Сегодня ситуация, возникшая во Владивостоке, в центре внимания российского циркового мира. То давление, которое оказывают на коллектив, – преступление. Многие российские цирки находятся в кризисе. Как выйдет из сложившегося положения директор Владивостокского цирка – волнует его коллег по всей стране. Руководство Росгосцирка хорошо понимает: если будет создан этот прецедент, то очень многие могут последовать примеру Михаила Михаева. От амбиций одного человека, я имею в виду главу Росгосцирка Мстислава Запашного, страдают тысячи людей.
История стара как мир: подчиненный поднял голову, начальство принимает крутые меры. Это, ей-богу, как во времена крепостного права. Систему надо менять, унифицировать под рынок, под бизнес. Создание ассоциации российских цирков либо ассоциации на региональном уровне необходимо. Это государственный вопрос. И решаться он должен на уровне правительства.
Татьяна Запашная (жена старшего брата Мстислава Запашного – Вальтера) считает:
- Владивостокский цирк способен показать, что монополия на цирки должна быть разрушена. В цирковых кулуарах идут разговоры об оказании поддержки «мятежнику» Михаилу Михаеву. Но артисты запуганы. Более ста номеров закрыты Росгосцирком, более двадцати пяти директоров цирков уволены. Людей, которые протестовали, проявляли свой бунтарский характер, просто убрали. Нас единицы, кто может пойти против Запашного. Жизнь цирковых артистов полностью зависит от генерального директора Росгосцирка и его команды. Они могут сделать их творческую судьбу значимой или ничтожной, посылая в заграничные турне или загоняя в тмутаракань. Главное, чтобы город понял: ваш цирк возглавляет грамотный директор, порядочный человек, профессионал, а не бандит, каким его пытается выставить Росгосцирк.
Сергей Боярчук:
- Учреждение культуры «Владивостокский цирк» не является коммерческим. У него нет в уставе извлечения прибыли из своей деятельности. Цирк содержится полностью на средства собственника. А представитель собственника – это министерство культуры. Что происходит сейчас? Средства на ремонт здания, оплату «коммуналки», все текущие платежи направляются в головную организацию (Росгосцирк), а на места просто не доходят. Назначенный собственником директор тем не менее не имеет права вступать в отношения, которые юристы называют совместной деятельностью. Все договоры и приказы вовлекают его в эту самую совместную деятельность, за результат которой он просто не может отвечать. А головная организация назначает себе доход. Вот тут начинается ситуация, которую принято называть недобросовестной конкуренцией. В данном случае Запашный – суперигрок. У него рычаг, у него деньги, которые он распределяет. Парадокс заключается в том, что цирки бедствуют, а главк процветает.
Вот Владивостокский цирк и решил сломать этот порочный круг. Кстати, обратите внимание: в цирке по-прежнему работают две дирекции, а это значит, что у Росгосцирка просто нет законных оснований для того, чтобы выкинуть Михаила Михаева из здания. Следовательно – все, что он сделал, юридически обоснованно и законно.
Сияющие вершины и туманные вопросы
В том, что здание нашего цирка уникально и по-настоящему лакомо, может убедиться любой: для этого достаточно съездить в Уссурийск, побывать в тамошнем цирке и сравнить. Разумеется, есть за что драться не на шутку.
Меж тем к обеим конфликтующим сторонам у журналистов есть вопросы. Например, непонятно, почему в течение восьми лет у Росгосцирка к Михаилу Михаеву претензий практически не было, если ситуация в цирке и впрямь столь безрадостна?
Интересует и другое. Переход здания цирка из госсобственности в аренду повлечет за собой неизбежное налоговое бремя. Вряд ли это соображение не учитывалось во время передачи здания учреждению культуры “Владивостокский цирк”. Как намеревались делать работу цирка прибыльной, если даже без налогов он прибыли не приносил?
Пока эти вопросы, как и многие другие, остаются без ответа, утешение можно искать только в радужных обещаниях. Алексей Туркалов считает, что Владивостокский цирк может стать своего рода сити-холлом, развлекательным комплексом, где наряду с цирковыми представлениями могут проводиться концерты, массовые мероприятия, даже зоопарк и собственная труппа могут начать работу. Конечно, это в перспективе – после того как в здании и на прилегающей территории будет проведен ремонт, решится проблема с жильем для артистов… Финансово, считает Алексей Туркалов, здесь могут помочь владивостокские предприятия – при условии организации, например, фонда развития цирка. А осуществлять все это уже готова новая команда, в состав которой согласен войти заслуженный артист России, потомственный циркач, известный жонглер Сергей Игнатов…
Пока идут суды, проверки и разбирательства, крайними остаются зрители. Ради которых, собственно, и затевается весь этот цирк…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ, Татьяна БАТОВА, «Владивосток»