Справились: «зачет»
Во Владивостокском государственном медицинском университете на факультете повышения квалификации и послевузовской подготовки сейчас обучается очередной поток врачей общей практики. В группе – 27 человек. Новую для себя специализацию осваивают доктора как из края, так и из поликлиник Владивостока. Сформирована она в основном по заявке департамента здравоохранения администрации края. О том, как идет учеба, нашему корреспонденту рассказали декан факультета повышения квалификации, зав. кафедрой терапии, доктор медицинских наук профессор Вера Невзорова и доцент кафедры терапии, главный внештатный специалист по общеврачебной практике департамента здравоохранения администрации края Маргарита Мокшина.
Практики повышают квалификацию на студенческой скамье
Во Владивостокском государственном медицинском университете на факультете повышения квалификации и послевузовской подготовки сейчас обучается очередной поток врачей общей практики. В группе – 27 человек. Новую для себя специализацию осваивают доктора как из края, так и из поликлиник Владивостока. Сформирована она в основном по заявке департамента здравоохранения администрации края. О том, как идет учеба, нашему корреспонденту рассказали декан факультета повышения квалификации, зав. кафедрой терапии, доктор медицинских наук профессор Вера Невзорова и доцент кафедры терапии, главный внештатный специалист по общеврачебной практике департамента здравоохранения администрации края Маргарита Мокшина.
- На этот раз группа больше, чем обычно, и отличает ее как раз то, что это заказ государственной медицины. Ведь получить такую квалификацию доктора могут также по личной инициативе либо по направлениям медицинских учреждений, которые не входят в структуру департамента здравоохранения (например, из военных госпиталей, частных клиник).
Мы несколько лет ведем обучение по специальности «врач общей практики (семейная медицина)» – так она называется официально. Сейчас некоторые из практикующих докторов этого профиля пришли к нам уже второй раз - для повышения квалификации. В марте наши выпускники после полугода переподготовки выйдут на работу в новом качестве, большинству уже приготовлены рабочие места, для них оборудованы офисы.
- Не кабинеты, а именно офисы? Непривычно как-то звучит…
- У врача-терапевта – да, кабинет, а вот врачу общей практики, исходя из его более широких задач, одним кабинетом не обойтись. У него должны быть еще смотровая, перевязочные (чистая и для обработки инфицированных ран), нужно место, где он смог бы определить остроту зрения пациента, лор-набор… В помощь такому врачу потребуются две медсестры и фельдшер. Получается на самом деле целый офис или мини-поликлиника. Такой вариант организации работы предусматривается в случае соло-практики доктора. Подобные примеры, когда врач принимает где-то в отдаленном селе или микрорайоне, есть в Красноармейском, Тернейском, Партизанском, Надеждинском районах. Вполне приемлем и другой вариант работы – групповой, когда открываются целые отделения общеврачебной практики. Такое отделение создано во Владивостоке на базе краевой поликлиники № 2. Может быть еще и третий вариант – акушерско-педиатрическо-терапевтический комплекс.
- Университет выпускает молодых специалистов по этой специальности?
- В прошлом году два молодых доктора, окончив клиническую ординатуру, получили дипломы по этой специальности. Сейчас еще три человека обучаются в ординатуре. Но в большинстве своем врачами общей практики становятся бывшие терапевты, хотя могут быть исключения. Сейчас на потоке учатся лор-врач, педиатр, два неонатолога (неонатология специализируется на лечении детишек до месяца).
- У докторов есть материальная заинтересованность в получении еще одной специальности?
- Постановлением правительства предусмотрены широкое внедрение общеврачебной практики и оптимизация финансового обеспечения этой структуры. Не секрет, что терапевту из-за недостатка узких специалистов так или иначе приходится часто брать на себя роль семейного доктора. И он материально выиграет после того, как пройдет обучение и получит соответствующие документы. Что касается нагрузки, то тоже есть преимущество. За врачом общей практики закрепляется полторы тысячи взрослых пациентов, а если он обслуживает взрослых и детей, то 1200 человек. Это меньше, чем на участке терапевта.
- Получается, необходимость в таких докторах вызвана в первую очередь тем, что не хватает узких специалистов?
- Не совсем так. Врачи общей практики в любом случае нужны - для оздоровления населения. Когда врач лечит всю семью, знает, в каких условиях она живет, какова наследственность у детей, то ему легче сориентироваться в причинах болезни, поставить диагноз. Семейный доктор не станет сразу отправлять пациента к лору или невропатологу, прежде он определит, нужна ли консультация узкого специалиста. Если нужна и тот назначит лечение, то ваш доктор проконтролирует его ход.
- Но изначально это все-таки квалифицированный терапевт?
- Это действительно основное требование к врачу общей практики. При этом он должен обладать навыками оказания неотложной хирургической помощи, провести лечение по лор-патологии, взять на себя функции окулиста, если требуется, то и педиатра, гинеколога. В городах, где есть квалифицированные педиатры и акушеры-гинекологи, особых проблем не возникает, а вот в сельской местности работать зачастую некому. Поэтому без врача общей практики здесь просто не обойтись.
- Некоторые опасаются, что при внедрении нового будет разрушено хорошо отлаженное старое.
- Такие разговоры чаще всего возникают вокруг педиатрической и гинекологической служб. Однако никто не собирается ликвидировать педиатрическую участковую службу и акушерско-гинекологическую помощь в городах, где работа таких служб хорошо отлажена. С другой стороны, разве плохо в детской поликлинике обустроить рабочее место врача общей практики, чтобы охватить еще и взрослое население? Предложения на этот счет тоже есть. Но особенно такие доктора нужны в отдаленных местах, например, на островах Русском, Рейнеке, на Емаре. Добраться до городских медицинских учреждений с островов и из отдаленных микрорайонов не очень-то легко, а иногда из-за непогоды и вовсе невозможно. Мы готовы выучить докторов, но пока нет желающих постоянно там жить и работать.
* * *
Владимир Ефремов, село Александровка Спасского района:
- Амбулатория в нашем селе – по сути дела готовый офис для врача общей практики. Здесь есть смотровой кабинет, перевязочная, работают фельдшеры. А вот из докторов я остался один. Работал педиатром, но лечить приходилось, конечно, и взрослых, в том числе делать какие-то несложные операции. Александровка находится в 50 километрах от Спасска, добраться до районной больницы для многих - целая проблема. Терапевты приезжают из города, но нередко возникают ситуации, когда человеку нужно срочно на прием к врачу. Поэтому в нашем селе, где вместе с детьми больше трех тысяч жителей, конечно, нужен врач общей практики.
Учеба в университете мне многое дала, у нас были не только насыщенные теоретические, но и самые разные практические занятия. Чувствую себя готовым к работе по более широкому профилю, чем прежде.
Сергей Коляда, г. Владивосток:
- Как терапевт, хорошо понимаю, что медицинская помощь должна быть максимальна приближена к населению. И это актуально не только для отдаленной сельской местности, но и для городов. В том же Владивостоке есть немало микрорайонов, откуда добираться до поликлиник приходится с большим трудом. Особенно когда снегопад или какое-то другое ЧП. «Скорые» тогда перегружены, не могут быстро приехать по вызову. Есть идея организации мини-поликлиник, где будут принимать врачи общей практики, в нескольких микрорайонах города: в пригороде, в районе бухты Тихой и других. Свои нюансы организации таких медицинских учреждений в городе есть, необходимо отладить их взаимодействие с другими службами. Но в целом, считаю, идея стоящая. После повышения квалификации в медицинском университете я тоже буду работать семейным врачом.
Ирина Сенотрусова, начальник управления здравоохранения администрации г. Артема:
- Мы готовим два офиса для работы врачей общей практики, которые повышают сейчас квалификацию в медицинском университете. Офисы будут располагаться в микрорайоне трикотажной фабрики и в частном секторе. Это поможет обеспечить доступность лечебной помощи для тех, кто здесь живет.
Я в свое время долго работала участковым врачом. Мы тогда и остеохондрозы лечили, и остроту зрения проверяли, и жидкость из живота откачивали… Можно только преклоняться перед участковыми терапевтами и педиатрами, которые принимают на себя первый удар болезни. Нужно и клиническую патологию вылечить, и острый инфаркт не пропустить, и инфекцию распознать. Кроме того, необходимо психологически успокоить пациента, вникнуть в условия, в каких живет семья. Спрос с докторов велик, а вот денежная компенсация – слезы. Не случайно поэтому выпускники медицинских вузов в один голос отказываются идти в участковые терапевты: «Куда угодно, только не на участок!». В последнее время терапевт все больше становится диспетчером, отправляющим пациента к различным специалистам на консультации. Сам он сильно загружен, завален горами документов, которые нужно срочно оформить.
Сейчас, на мой взгляд, мы стараемся вернуться на круги своя, вернуть пациентам то, что медицина во многом растеряла. А новшества связаны в большей степени с экономикой, с финансовой стороной организации работы врачей общей практики. Такой доктор сам будет распоряжаться средствами, которые отпускаются на закрепленное за ним население. Поэтому им нужно быть грамотными и в финансовых вопросах.
Не так давно мы были в Сиэтле, встречались с американскими врачами общей практики. В офисе там обычно три-четыре таких врача, еще – акушер-гинеколог и педиатр. Подобные акушерско-терапевтическо-педиатрические комплексы у нас тоже были. Сейчас только нужно выстроить их работу в соответствии с современными требованиями.
Автор: Надежда БРАЖИНА, «Владивосток»