Неправое дело

На прошлой неделе в Москве была озвучена очередная инициатива об ограничении экспансии праворульных автомобилей. В интервью агентству «Интерфакс» главный госавтоинспектор России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов заявил: «Предстоит оценить степень влияния конструкции транспортных средств, их технического состояния в эксплуатации на уровень безопасности дорожного движения. Возможно, специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением».

4 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1699 от 4 февр. 2005

Дальневосточников опять пытаются отучить от японских автомобилей

На прошлой неделе в Москве была озвучена очередная инициатива об ограничении экспансии праворульных автомобилей. В интервью агентству «Интерфакс» главный госавтоинспектор России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов заявил: «Предстоит оценить степень влияния конструкции транспортных средств, их технического состояния в эксплуатации на уровень безопасности дорожного движения. Возможно, специалисты выработают критерии ограничения срока службы автомобилей устаревших моделей, определят параметры использования автомобилей с правым рулевым управлением».

Клебанов ушел, но дело его живет

Заявление Кирьянова (хотя, вероятно, эта инициатива принадлежит вообще не ГИБДД) имеет долгую предысторию. «Наезды» Москвы на «правильный», как говорят в Сибири и на Дальнем Востоке, руль начались с того самого дня, когда подержанные японские автомобили, поразившие наших моряков бросовой ценой и невиданным качеством, хлынули в российские порты. В начале 1993 года правительство Виктора Черномырдина даже успело запретить эксплуатацию таких машин, однако почти сразу же президент Ельцин отменил «антинародное» постановление.

Последняя серьезная атака на правый руль была предпринята правительством в 2002 году. С подачи Ильи Клебанова, тогда  министра промышленности, науки и технологий РФ, был подготовлен проект постановления правительства о запрете правого руля. Уже в сентябре 2002 года Клебанов прибыл во Владивосток (здесь как раз проходил форум АТЭС). Короткий выход Клебанова к прессе на площадке у Морвокзала запомнился многим. Накануне были резко повышены ввозные пошлины на подержанные иномарки, и министр явно нервничал. Прессу убедительно попросили «не спрашивать про машины». Кто-то не послушался. «Надо обезопасить тех, кто ездит с правым рулем, от возможных непредсказуемых событий, - пошел на компромисс Илья Иосифович. - Мы должны дать правовое основание наличию правого руля до какого-то определенного времени. Оно наступит только тогда, когда правительство сможет предложить что-то другое». Однако предложили только пресловутые таможенные барьеры. Которые так и не привили дальневосточникам любви к ультрамодным на западе «ладам-десяткам».

Я свою неправую правую

Не сменю на правую левую! (В. Высоцкий)

Возможно, теперешнее громкое заявление – не более чем очередная попытка «прозондировать почву». На Дальнем Востоке правую баранку крутят даже сами инспектора ДПС, и идею лишить регион автопарка иначе как абсурдной не назовешь. К тому же и сам Кирьянов сказал не о запрете, а об «ограничении срока службы» и «параметрах использования», что наводит на различные мысли. Возможно, власти запретят праворульные маршрутки или обяжут всех сотрудников госструктур передвигаться исключительно на «законопослушных» машинах. Другой вариант – ужесточение требований к стопроцентным японкам (регулировка светового пучка «неправильных» фар, установка дополнительной системы зеркал). Самое простое - обложить «правильных» автомобилистов дополнительным налогом, повысить расценки на регистрационные действия и т. п.

Даже если правого руля не коснутся никакие репрессии, периодически возникающие слухи играют на руку производителям леворульной техники и прежде всего «АвтоВАЗу» - российскому лидеру в производстве легковых машин для массового потребителя. Именно за этот сегмент рынка конкурируют между собой новые «Жигули» и подержанные «японки», и чем дальше от Тихого океана, тем прочнее позиции отечественного автопрома. Если постоянно давать понять обществу, что правый руль объявят вне закона, потребитель будет опасаться брать такие автомобили. С другой стороны, вкусы распробовавших японскую продукцию дальневосточников вряд ли поддаются коррективам, а значит, подобные слухи выгодны и им – в условиях снижения спроса рост цен на «япономарки» должен замедлиться.

И все же нельзя исключать запрет если не эксплуатации, то регистрации праворульных автомобилей с более или менее отдаленного времени. В последнее время вообще наблюдается заметная делиберализация околоавтомобильных законов. Вспомнили и про правый руль, давно перешедший на востоке России из технической категории в культурную. И это при том, что ругают правый руль за его мнимую небезопасность в основном те, кто ни разу за ним не сидел.

Догнать и перегнать Туркмению

Золотая мечта московских противников правого руля кое-где уже реализована. «Правильные» машины не регистрируют в Белоруссии, Латвии, Молдавии, Узбекистане, Израиле, Туркменистане… Говорят, что украинские поклонники «Тойот» творчески развили изобретенную в России схему «конструктор»: по старым документам отъездивших свое «трахом» привозят из Японии свежие автомобили, оформляя замену двигателя и кузова. Дело в том, что на Украине эксплуатировать уже имеющиеся праворульные авто можно, а ставить на учет новые – нельзя. Зато в Японии передвигаться на леворульных автомобилях не возбраняется, что многие зажиточные граждане и делают: «Мерседес» - он и в Африке престижен.

Еще в «клебановские» времена губернатор Сергей Дарькин давал понять, что даже в самом пиковом случае будет бороться за особый статус для Приморского края. Совершенно разумно: у нас сформирован автопарк - более полумиллиона преимущественно праворульных машин, развита целая отрасль региональной экономики. Но даже если пожелание главного госавтоинспектора России не будет реализовано, в «черный список» приморского автомобилиста он уже попал. Ранее в эти неписаные скрижали вносились упоминавшиеся выше Черномырдин, Клебанов, шеф «АвтоВАЗа» Владимир Каданников и даже сатирик с дальневосточными корнями Михаил Задорнов, купивший леворульный внедорожник «Лексус» и не раз заявлявший о «сдвинутости» приморцев, лозунгом которых остается фраза «Хороший руль левым не назовут».

Автор: Василий АВЧЕНКО, «Владивосток»