Гитара и судьба

У Надежды Бушуевой, преподавателя Владивостокского музыкального училища, есть ученик, рядом с которым на многие вещи в этой жизни начинаешь смотреть по-другому. С легкостью отмахиваешься от сплетен, сами собой отсеиваются пустяки, которые могли разрастись до масштабов трагедии, сполна осознаешь истинную цену, казалось бы, привычных каждодневных дел. Уроки, концерты, конкурсы… Текучка? Да нет, на поверку это и есть самое главное.

4 февр. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1699 от 4 февр. 2005

Они нашли друг друга

У Надежды Бушуевой, преподавателя Владивостокского музыкального училища, есть ученик, рядом с которым на многие вещи в этой жизни начинаешь смотреть по-другому. С легкостью отмахиваешься от сплетен, сами собой отсеиваются пустяки, которые могли разрастись до масштабов трагедии, сполна осознаешь истинную цену, казалось бы, привычных каждодневных дел. Уроки, концерты, конкурсы… Текучка? Да нет, на поверку это и есть самое главное.

С Димой Качурой Надежда Николаевна начала заниматься три года назад. Насколько велико было желание у незрячего парня освоить игру на классической шестиструнной гитаре, настолько искренним было желание педагога ему помочь. Опыт обучения игре на этом инструменте у нее большой, но тут особый случай... У нас в стране единственное музыкальное училище, где музыкантов учат по системе Брaйля, - Курское. Что ж, поехала в Курск, побывала на уроках, поучилась у коллег, запаслась специальными нотами. Вот так и стали с Димой осваивать новое дело. Теперь он играет уже блестяще, душой чувствуя гитару. Джаз, рок, классика, аккомпанемент - все что угодно можно исполнять на шестиструнной гитаре. Это целый мир - большой мир музыки. Теперь он и его, Димы Качуры, мир, который во многом стал для парня опорой. На это не жаль никаких душевных сил.

Жалко их на другое - на околомузыкальную никчемную возню, на всплывающие вдруг абсурдные обвинения в местных газетах, что гитара во Владивостоке «на побегушках». На фоне ярких выступлений учеников Надежды Бушуевой на самых разных конкурсах, успехов ее выпускников, активной гитарной жизни, которая кипит в училище, такой «образ» вызывает недоумение, несогласие, протест, в конце концов.

Знаменитый Никита Кошкин во ВладивостокеЗа последние пять лет 21 студент окончил училище по классу классической гитары. Пережили горькую утрату - погибла подающая надежды гитаристка. А отсеялся только один человек, и то потому, что не потянул учебу одновременно в училище и университете. Это досадное исключение, а правило - взаимопонимание педагога и учеников, неуклонный профессиональный рост ребят, их умение поддержать марку училища и края. Они доказывают это ежегодно, занимая призовые места на краевых, региональных и международных конкурсах, поступая в престижные музыкальные вузы. В прошлом году по классу гитары был рекордный выпуск - семь человек сразу, и из них двое сейчас продолжают музыкальное обучение в Москве. Женя Игнатюк - в академии имени Гнесиных, Фарид Салахутдинов - в Государственной классической академии имени Маймонида. Но если Женя выбрала вокал, то Фарид остался предан любимой гитаре. Всего двоих человек взял к себе в класс педагог по классу классической гитары с мировым именем, композитор, концертный исполнитель Никита Кошкин, в том числе знакомого уже ему дипломанта международного конкурса гитаристов в Белгороде Салахутдинова. Никита Арнольдович дважды приезжал во Владивосток, проводил мастер-классы на летних творческих школах в музыкальном училище, которые проходят под эгидой Федерального агентства по культуре и кинематографии и губернатора Приморья и ежегодно собирают одаренных детей со всего Дальнего Востока. И высоко оценил уровень владивостокской гитарной школы. Кстати, Кошкин и сейчас не забывает приморских коллег, высылает им ноты своих новых произведений, другие новинки. А в собственной преподавательской работе использует методическую разработку по обучению игре на гитаре Надежды Бушуевой. По ней занимаются с ребятами педагоги музыкальных школ всего края, и вот теперь она пошла «на ура» и в Москве.

Еще одна выпускница музыкального училища - Ксения Аксельруд уже получила высшее образование. Она всегда настраивалась на серьезную профессиональную карьеру. И мечта сбылась! Поступила сначала в Барселонскую консерваторию, через год перевелась в Мадридскую королевскую консерваторию и теперь уже концертирует по всему миру. Владивосток стал для нее хорошей стартовой площадкой. Недавно Ксения приезжала в Москву, выступала с симфоническим оркестром. Разве нет повода гордиться своей ученицей?

Музыкальное училище за год дает в среднем 100 концертов, активно участвует в творческих поездках по краю. Гитаристы никогда не остаются в стороне. Нередко выступают в качестве солистов. Каждодневные занятия музыкой требуют много времени, сил, огромной отдачи. Не посидишь за инструментом, пропустишь урок - сразу же начинается отставание, которое не так-то легко нагнать. Однако не только поэтому в свой класс ребят будто бы магнитом тянет, и почти никогда не бывает так, чтобы здесь не звучала гитара. Они просто любят свой инструмент, любят музыку и здесь чувствуют себя в родной стихии. Сейчас в классе одни мальчишки, в чем, впрочем, нет ничего удивительного - гитара все-таки больше мужской инструмент, игра на ней требует не только слуха, отточенного мастерства, но и мужской силы. Есть среди нынешних учеников Надежды Николаевны и почти взрослые уже люди. Вот Николай Мусагалиев. Он успел окончить техникум, сейчас на последнем курсе в техническом вузе. Не так давно вдруг будто прозрел: хочу, говорит, освоить класси
ческую гитару. Второй год занимается, и педагогу уже понятно, что такое стремление у Сергея появилось вовсе не случайно: это его инструмент. Ничего, что играть начал поздно, свое он еще наверстает.

В России так сложилось, что в большинстве музыкальных учебных заведений обучение игре на классической гитаре ведется на отделениях народных инструментов. Противоречия в этом никакого нет, гитара действительно вышла «из народа» (из какой конкретно страны она родом, до сих пор ведутся споры). Да и так ли уж принципиально, как называется отделение? Суть в другом: в музыке у гитары свой путь. А вот как он складывается, зависит от тех, кто посвящает этому инструменту свою судьбу.