Магистром можешь ты не быть…
Что-что, а сфера образования касается всех. И бурные планы реформирования остро будоражат общественное мнение.
Что-что, а сфера образования касается всех. И бурные планы реформирования остро будоражат общественное мнение.
Еще 9 декабря 2004 года министерство науки и образования представило правительству России плод работы последних месяцев прошлого года - «Приоритетные направления развития российского образования». Но вот что интересно: почти революционный, по оценкам разных специалистов, этот документ, который, как сообщает пресса, в основном одобрен, до сих пор найти нигде невозможно! На официальных сайтах министерства и правительства его нет. В департаменте науки и образования Приморского края его нет. С ним не знакомы учителя. Ректоры вузов. Руководители образовательных учреждений.
Чиновники объясняют это тем, что он официально пока не принят.
Но, во-первых, он одобрен коллегией министерства науки и образования, прошел парламентские слушания, в основном одобрен и правительством!
Совершенно очевидно, что когда он будет принят (может быть, с некими изменениями), пить боржоми будет поздно и что-либо возражать тоже. Это абсолютно предметно доказал нам опыт принятия пакета документов по монетизации льгот: чего-то там напринимали без должных консультаций и обсуждений - и что получилось?
Контуры новой концепции можно узреть лишь в многочисленных комментариях журналистов, побывавших на обсуждении в правительстве, либо чиновников, время от времени дающих интервью… То есть в весьма отраженном, неточном, порой субъективном виде.
И это документ, который уже завтра будет регулировать такую важную часть нашей жизни, можно сказать, конституция в области образования!
А ведь, судя по всему, там предлагаются действительно революционные вещи. И единый государственный экзамен, который при прежнем министре и в прежней реформе вызывал столько споров, просто цветочки.
Ну взять хотя бы идею «предшколы». То есть новая команда предлагает теперь учиться с пяти лет: либо прямо в школу идти, либо в детском саду классы устраивать. Идея сразу вызвала протест детских физиологов, психологов, врачей. А еще «предшкола», судя по всему, будет платной…
Кроме того, платной грозит стать вообще четверть нашего традиционного школьного образования. Представляете? 75 процентов школьной программы чиновники Минобраза предлагают оставить бесплатными, а за остальное - английский, физику или еще что там сочтут лишним - родителям надо будет заплатить. А если денег нет - дети выйдут из школы недоученными.
Большие перемены ждут и высшую школу. Во-первых, из трех тысяч вузов должно остаться то ли 600, то ли 100 наиболее авторитетных. Критерии авторитетности пока не ясны.
Во-вторых, теперь будут готовить не специалистов, а бакалавров и магистров. Бакалавр учится четыре года, магистр шесть лет. Но магистратура становится элитной - для единиц самых-самых, примерно как сегодня аспирантура. Либо за очень высокую плату. Кстати, бесплатных мест и для бакалавров тоже станет значительно меньше.
Где работать бакалаврам, никто не знает. Уже сейчас многие ученые оценивают уровень подготовки бакалавров как «недоделанных специалистов». А ректор МГУ Виктор Садовничий сокрушается: бакалавр в приличном европейском научном учреждении годится разве что пробирки мыть…
Вообще, судя по оценкам специалистов, вся реформа затеяна вовсе не для того, чтобы продвинуть страну вперед, повысить, как это теперь модно говорить, общий IQ населения, поднять уровень образованности, культуры, конкурентоспособности на мировом рынке труда, обеспечить прорыв в экономике. А исключительно чтобы сэкономить бюджетные средства.
И это при том, что Россия тратит на образование гораздо меньший процент валового национального продукта, чем США, Европа, Китай… А в абсолютных цифрах это в сотни раз меньше!
Сегодня своим мнением по поводу реформы высшей школы мы попросили поделиться специалистов, которые напрямую связаны с образованием. Людей, чье мнение, пожалуй, в первую очередь должно интересовать реформаторов.
Автор: Отдел гуманитарных новостей «В»