Пасынки при границе
Коллегия при губернаторе Приморского края, посвященная развитию пограничных пунктов пропуска, прошла 27 января в Доме переговоров. Выступивший в самом начале Сергей Дарькин отметил, что пограничные переходы, находящиеся на границе с Китаем, нужно развивать. Причина проста: в ближайшее время нам предстоит удвоить товарооборот с КНР, а времени всего ничего – до 2008 года.
Президент сказал «удвоить». Все ответили - «есть»
Коллегия при губернаторе Приморского края, посвященная развитию пограничных пунктов пропуска, прошла 27 января в Доме переговоров. Выступивший в самом начале Сергей Дарькин отметил, что пограничные переходы, находящиеся на границе с Китаем, нужно развивать. Причина проста: в ближайшее время нам предстоит удвоить товарооборот с КНР, а времени всего ничего – до 2008 года.
Забытый Дальний Восток
Надо признать, что все выступавшие нынешние возможности погранпереходов оценивают трезво – с сегодняшним-то потоком грузов и пассажиров справляются еле-еле. Вице-губернатор Виктор Горчаков (сам в прошлом таможенник) отметил, что более 10 лет на реконструкцию погранпереходов федеральный центр не выделял Приморью денег. И не только Приморью, а всему Дальнему Востоку – на протяжении последних лет переходы не считались первоочередными, хотя фактически устаревшие пункты пропуска стали ограничением в развитии международных отношений. Конечно, что-то пытались решить власти на местном уровне, но помощь из Москвы была бы более уместной.
Что касается таможенного досмотра, то эта процедура вот-вот ускорится, о чем официально заявил глава ДВТУ Эрнест Бахшецян. Так, согласно плану, в феврале появится «зеленый коридор» на Полтавке, а уже в марте – в Пограничном. «Это ускорит пассажиропоток в два раза, - пообещал Эрнест Анзорович, - а туристы и те, кому нечего скрывать, будут спокойно проходить!». Также Бахшецян пообещал, что еще на 20 процентов таможенную работу ускорит налаженный информационный обмен между ДВТУ и «Российскими железными дорогами».
Непристойные картинки на границе
Однако, несмотря на радужные рапорты соответствующих служб, во всех выступлениях сквозила, хотя бы исподволь, одна мысль – все очень долго приходило в запустение, а теперь это пытаются решить авральным и вахтовым методом работы. Причем указание приходит из федерального центра, а суетиться должны на местах. И Приморью досталась почетная миссия «догнать», «перегнать» и «не посрамить». Выступивший на коллегии Павел Тарасенко, ныне помощник губернатора, а в недалеком прошлом – глава Тихоокеанского регионального погрануправления, доложил губернатору об имеющихся безобразиях. Так, с 1998 года развивались по большому счету только два пункта пропуска – Пластун и Гродековский. «А по остальным, - отметил Тарасенко, - решения принимались абсолютно силовым способом – пункт закрывался до приведения его в надлежащий вид с докладом во все инстанции!». А между тем к концу 2005 года планируется перевести на круглосуточный режим работы Гродеково и Краскино. И если в Гродеково есть проблема с оформлением пассажиров, то в Краскино вообще требуется строительство нового комплекса, а времени практически не осталось. Возросшие потоки грузов и пассажиров потребуют увеличения штатов таможни и пограничников, и это опять же решает федеральный центр. «И перетягивание личного состава с одного участка на другой – это не решение проблемы. Это просто переброска сил. А ведь за каждым пограничником и таможенником, которого таким образом переводят, стоят вопросы семьи и благоустройства, в частности жилищный вопрос!».
Один из примеров, приведенный Павлом Тарасенко, и вовсе носил комический оттенок. Приехав на один из погранпереходов, он обнаружил на стене кабинета картину, «не отражающую суть службы: на ней в обнаженном виде целуются мужчина и женщина». На вопрос, помогает ли эта картина служить, он получил ответ: «Если мы ее снимем, за ней увидим огромную дырку!». Был приведен пример межведомственного конфликта. В Гродеково бизнесмены предложили за свой счет отремонтировать помещение пункта пропуска. Пограничники сказали «да», а таможенники отказались, назвав сие «взяткой».
Широкая дорога в Китай
По итогам коллегии было принято решение: назначить ответственных за реконструкцию пункта пропуска в Краскино, причем уже к 1 апреля назначенцы должны отчитаться о проделанной работе. У милиции, таможни и пограничников должна появиться общая информационная база нарушителей, также будет взят под особый контроль транспортный коридор «Золотое звено», который не могут ввести в строй вот уже три года. С возмущением губернатор высказался и о том, что сегодня приморцы лишены своего конституционного права перемещения через границу на личном автотранспорте. Мол, в западных регионах страны жители ездят на своих машинах за границу, в Забайкалье ездят, а у нас нет. Попросил устранить недоработку и пообещал, что с начала 2006 года вопрос с выездом за границу на личном транспорте будет решен – начнется свободное автомобильное сообщение с Китаем.
Тем не менее от этого совещания остается странное ощущение: вроде хотят как лучше, даже в Китай хотят, чтоб мы ездили без проблем, однако выглядит это так, будто идею с поездками жителей края в Китай губернатору подсказали «сверху», а про пункты пропуска и их убогое состояние высокие чины из федерального центра вспомнили только тогда, когда стало неудобно перед заграницей и договоренности оказались под угрозой срыва. А до этого 10 лет о Приморье не вспоминали как о нелюбимом пасынке, живущем на отшибе…
Автор: Александр Огневский, Юрий Мальцев (фото), "Владивосток"