Про женщин…
Для молодых великая для нашей страны война и победа в ней всего лишь факт новейшей истории. Как сегодня нужно говорить об этих событиях со сцены, чтобы не пахло нафталином? Чтобы донести переписанную за последние десятилетия правду? Чтобы подвиг не выглядел бронзовым изваянием, а трогал сердце? Ефим Звеняцкий, художественный руководитель академического театра драмы им. Горького, решил поставить два спектакля - про женщин и мужчин в войне. «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина и «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева (премьера в мае). Первая постановка – про женщин, которые проявляли не меньшие мужество и стойкость в военные годы. Сегодня вечером «Эшелон» отправится в путь…
Премьера спектакля «Эшелон» состоится сегодня и завтра
Для молодых великая для нашей страны война и победа в ней всего лишь факт новейшей истории. Как сегодня нужно говорить об этих событиях со сцены, чтобы не пахло нафталином? Чтобы донести переписанную за последние десятилетия правду? Чтобы подвиг не выглядел бронзовым изваянием, а трогал сердце? Ефим Звеняцкий, художественный руководитель академического театра драмы им. Горького, решил поставить два спектакля - про женщин и мужчин в войне. «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина и «Рядовые» по пьесе Алексея Дударева (премьера в мае). Первая постановка – про женщин, которые проявляли не меньшие мужество и стойкость в военные годы. Сегодня вечером «Эшелон» отправится в путь…
По меньшей мере двумя вещами собирается удивить зрителя Ефим Звеняцкий: во-первых, спектакль ставят два человека – сам Звеняцкий (постановщик) и Владимир Сергияков (режиссер). Во-вторых, декорации театра (московского художника Владимира Фомина), привыкшего удивлять зрителя пышностью, на этот раз исключительно аскетичны. И не только тема тому причиной, акцент сделан на игре актеров.
…Главреж бывает суров – уж очень трудно избежать упреков в конъюнктурности темы. Оно и понятно, в год 60-летия Победы это событие объявлено на государственном уровне стратегическим интересом. Но ведь простые люди воевали, жили, любили, гибли, рожали детей! И это без всякого пафоса наша история, потому что наши отцы и матери, дедушки и бабушки участвовали в ней…
- Для меня эта война ясна и близка, - говорит Владимир Сергияков. - У меня воевал отец в знаменитой Панфиловской дивизии, которая стояла под Москвой. У меня воевала родная тетка, она была командиром танка на Белорусском фронте. Один дядя воевал на Халхин-голе, другой дядя погиб уже после капитуляции Германии в Чехословакии. Как сегодня говорить о войне? Думаю, в первую очередь так, чтобы ни дети наши, ни внуки об этом не забывали. Мне кажется, что сегодня нужно искать в этих спектаклях человеческое. Человек – это вневременная ценность.
Рощин писал пьесу в 1971 году. Она шла во многих театрах большой страны, провинциальных и столичных. История о том, как эшелон с женщинами, детьми и домашним скарбом уходит в эвакуацию, в принципе проста. Сложность в том, чтобы суметь передать все тонкости взаимоотношений, складывающихся во временном пристанище на колесах. Отношения – это ведь тоже вечное… К примеру, Галине Волчек удалось поставить «Эшелон» в «Современнике» так, что спектакль гремел на Бродвее, во время гастролей театра в США.
Сегодня проработка темы должна быть иная, по мнению Владимира Сергиякова: «Важно привязать ту войну к сегодняшнему дню. Наша страна – тот же эшелон. Тогда он шел, набитый женщинами, детьми, грузами, неизвестно куда. Хотя, разумеется, был конкретный адрес назначения. Что случается со всеми этими людьми, с их судьбами, с их характерами? Бомбежка, немцы – все было внове и страшно, неожиданно. Сегодня также страшно, когда взрывается дом в Москве, гибнут дети в Беслане. И тоже нужен чей-то героизм. Война становится катастрофой вселенского масштаба…».
Отдельно надо сказать об актерском составе. Собственно, фразой «спектакль про женщин» все сказано. В спектакле занята почти вся женская часть труппы. Из 24 действующих лиц – 16 женщины. Самого разного возраста. Это народная артистка РФ Татьяна Данильченко, заслуженная артистка РФ Анна Никитина, заслуженная артистка РФ Ирина Присяжнюк, Ксения Кравец, Таня Черных, Марина Волкова, Яна Мялк, Лена Санина, Леся Галькевич… Они эмоциональны, философичны, красивы, душевны… Трагическую по сути историю играют с юмором. Что получилось, судить зрителю…
Автор: Ольга ЗОТОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото),"Владивосток"