Ставь свечку!

Многие российские автолюбители наверняка встречали на прилавках автомагазинов так называемые многоэлектродные свечи зажигания. Но далеко не все знают, чем несколько боковых электродов лучше одного. Самое распространенное мнение - многоэлектродные свечи выдают сразу несколько искр. А это улучшает сгорание топлива и тем самым повышает мощность двигателя, снижает токсичность выхлопа и уменьшает расход топлива.

21 янв. 2005 Электронная версия газеты "Владивосток" №1691 от 21 янв. 2005

Сравнение в пользу дорогих образцов

Многие российские автолюбители наверняка встречали на прилавках автомагазинов так называемые многоэлектродные свечи зажигания. Но далеко не все знают, чем несколько боковых электродов лучше одного. Самое распространенное мнение - многоэлектродные свечи выдают сразу несколько искр. А это улучшает сгорание топлива и тем самым повышает мощность двигателя, снижает токсичность выхлопа  и уменьшает расход топлива.

Как ни странно, все это при использовании многоэлектродных свечей действительно наблюдается. За исключением одного - “множественного искрения”.

Дело в том, что, сколько бы ни было у свечи боковых электродов, искра все равно будет возникать только одна. Там, где сопротивление между центральным и боковым электродами меньше. А поскольку сопротивление каждый раз изменяется, это зависит от зазора и концентрации воздушно-топливной смеси, то искра “посещает” боковые электроды поочередно. А это, как вы сами понимаете, увеличивает срок службы свечи.

Впрочем, с повышением мощности и улучшением работы двигателя такие свечи тоже справляются неплохо. О чем свидетельствуют сравнительные испытания, проведенные недавно журналистами газеты “Авторевю”. Ими были протестированы семь моделей многоэлектродных свечей.  В том числе хорошо известных в Приморье марок  - NGK, Brisk, Chempion и Bosch. Ну а конкурентами для них были обычные отечественные свечи зажигания - А17ДВРМ, выпущенные Энгельским заводом.

Сразу отметим, что из семи испытуемых лишь один выступил на уровне “россиянки”. Это трехэлектродный чешский Brisk Extra LR15TC. Мощность двигателя при его применении возросла (примерно на 4 проц.), зато расход топлива увеличился, да и токсичность выхлопа резко возросла.

Все остальные подопытные выступили очень даже неплохо.  К примеру, самый большой прирост мощности - почти 6,5 проц. - дали трехэлектродные немецкие свечи Finwhale FX510.  Также в тройке лидеров свечи Champion N9BYC4 и Brisk Premium LOR15LGS (более 5 проц.). А вот немецкий Bosch WR7DC выступил сравнительно скромно: прирост мощности составил всего 2,5 проц.

По части экономичности лучшими оказались французские свечи Beru Ultra-X 79, Champion N9BYC4 и NGK BUR6ET. После их установки расход бензина в режиме “городского цикла” снизился примерно на 4 проц. А вот вышеназванный Brisk Extra, напротив, расход топлива не снижает, а увеличивает - на 1,5 проц.

Что касается токсичности выхлопа, то она, будем откровенны, наших водителей интересует мало. Зато устойчивость работы двигателя – это уже совсем другое дело. Впрочем, в этом компоненте весьма неплохие результаты показали все “многоэлектродники”, за исключением Brisk Extra.

Конечно, некоторые - “особо сообразительные” автомобилисты - могут заявить, что сравнивать импортные многоэлектродные свечи с обычными российскими - не совсем корректно. И для получения достоверной информации нужно было взять для сравнения обычные и многоэлектродные свечи одной фирмы. Это действительно так. И журналисты “Авторевю” такое сравнение провели. Результат оказался предсказуемым: “обычные” свечи проиграли. Не так сильно, как российские А17, но тем не менее. Кстати, победитель теста одноэлектродных свечей  (NGK BPR6E) в общем зачете смог бы занять лишь 4-е место. А это означает, что “дополнительные” электроды влияют не только на ресурс, но и на такие характеристики двигателя, как мощность, экономичность и токсичность. И хотя стоят многоэлектродные свечи заметно дороже, их применение вполне оправданно.