Как будем ездить завтра?
Во Владивостоке изменится стоимость проезда в общественном транспорте. Когда это произойдет и насколько больше мы будем платить в автобусах и трамваях, пока обсуждается в администрации города. Между тем еще месяц назад, когда появились первые разговоры о возможных изменениях, мэр города Владимир Николаев дал слово, что перед тем, как принять решение, обязательно посоветуется с жителями города. Собственно, так и получилось на «Прямой линии» в газете «Владивосток». Во время телефонных звонков больше говорили жители города - делились проблемами, своими соображениями - сколько должен стоить проезд, какие льготы стоит оставить, а какие нет.
Читатели «В» общаются с главой администрации краевого центра Владимиром Николаевым в редакции газеты «Владивосток»
Во Владивостоке изменится стоимость проезда в общественном транспорте. Когда это произойдет и насколько больше мы будем платить в автобусах и трамваях, пока обсуждается в администрации города. Между тем еще месяц назад, когда появились первые разговоры о возможных изменениях, мэр города Владимир Николаев дал слово, что перед тем, как принять решение, обязательно посоветуется с жителями города. Собственно, так и получилось на «Прямой линии» в газете «Владивосток». Во время телефонных звонков больше говорили жители города - делились проблемами, своими соображениями - сколько должен стоить проезд, какие льготы стоит оставить, а какие нет.
Планировалось, что отвечать на вопросы читателей глава городской администрации будет в среду, 19 января, один час - с 16 до 17. Но телефон начал звонить, как только его подключили, и Владимир Николаев провел у редакционного телефона чуть более двух часов…
Нужен жесткий контроль за билетами
- Меня зовут Вера Лаврентьевна. Я как-то обращалась к вам, Владимир Викторович, большое вам спасибо. Во-первых, с Новым годом вас и всеми праздниками. Вы интересуетесь, как я прочитала в газете, транспортом?
- Да, и какое ваше мнение по этому вопросу?
- Мое мнение такое. Надо, чтобы водители давали пассажирам билеты. Ведь они как отчитываются перед своими хозяевами? Как хотят, так и отчитываются. Чем они могут подтвердить сумму, сданную хозяину? Ничем. Потому что билетов они не дают, и пассажиры их не берут.
- Так вы считаете, что в автобусах нужны контролеры?
- Да, я считаю, что очень жесткий контроль нужен за билетами. Когда у них будет хорошо налажена отчетность, тогда и повышения цен они у вас не будут требовать, вот посмотрите.
- Обязательно посмотрим, Вера Лаврентьевна!
* * *
Установить такую же цену, как в Хабаровске
- Здравствуйте, звонит вам с Сахалинской, 51 инвалид второй группы. Я по поводу своих детей, они ездят ко мне с Карбышева, а на Тихую оттуда очень тяжело добираться, они много денег тратят, потому что с двумя, а то и с тремя пересадками. Можно ли как-нибудь урегулировать, чтобы автобус ходил с Тихой на Карбышева? Мы знаем, что цена и так поднимется на проезд, а мы небогатая семья…
- Обязательно рассмотрим возможность организации маршрута «Тихая - Карбышева», я дам такое задание. А вот, скажите, что вы думаете про размер оплаты, каким он должен быть у нас, во Владивостоке, если в Москве сейчас 11 рублей, а в Хабаровске - 9 рублей, многих других городах - 7-8? Я хочу с вами по этому поводу посоветоваться, потому что мне важно установить такую цену на проезд, чтобы она и для людей была приемлемой, и для перевозчиков, ведь я с них требую культуру обслуживания, чистоту и порядок в автобусах, чтобы кондукторы в автобусах были, а сам транспорт был обновленный.
- Я не знаю, сколько они там просят, но если в Хабаровске платят за проезд восемь рублей, то, наверное, и у нас такую цену можно сделать.
- Хорошо, спасибо вам за совет.
* * *
Ветеранам труда льготы оставить
- Добрый день! Вы Николаев? Здравствуйте! Хочу задать вопрос: я ветеран труда, проработавший 41 год, так будут ли нам при поездках в автобусах какие-нибудь льготы или не будут?
- И где вы работали?
- В «Дальморепродукте» строителем.
- Ваше мнение - надо ли оставлять бесплатный проезд в городском транспорте ветеранам труда?
- Я считаю, надо. Конечно, а как же, я 41 год отработала, строила больницу рыбаков, мореходное училище, гостиницу «Экватор» и что получила? Должна ездить за свои деньги в автобусе, за эти несчастные 200 рублей?
- Я могу вам вот что сказать. Сегодня у нас «Прямая линия» как раз для того, чтобы я послушал все ваши предложения, ваше мнение и всех людей, живущих во Владивостоке, мне небезразлично. Сейчас мы просчитываем несколько вариантов принятия решения. Думаю, что в понедельник обнародуем эту информацию и по телевидению, и в газете «Владивосток».
- Сделайте для нас хоть что-нибудь, на вас одна надежда!
* * *
Пенсионерам нужно ездить
- Здравствуйте, Владимир Викторович, это пенсионерка вас беспокоит, проживающая по улице Котельникова. Я не пользуюсь никакой льготой, но вот благодаря вам до февраля буду ездить бесплатно в автобусе, а дальше как быть?
- А сколько вам лет?
- Мне уже 65 лет, но 40 лет стажа.
- На каком транспорте вы ездите? На муниципальном или коммерческом?
- В основном на трамваях и троллейбусах и в автобусе, конечно, потому что иногда не на чем больше уехать.
- И часто вам приходится ездить?
- Ну, конечно, потому что муж - больной, и за лекарствами и за продуктами ездить надо.
- А вы пенсионерка?
- Да, пенсия у меня 1550 рублей. И сейчас все говорят об инвалидах и ветеранах, а о пенсионерах вообще молчат…
- Какое ваше мнение о льготах для пенсионеров?
- Да хотя бы на транспорте надо оставить, чтобы я хоть ездить могла, куда надо, а то ведь как жить?
- Хорошо, спасибо вам за совет. Буду разговаривать с нашими коммерческими перевозчиками, потом скажу вам, о чем нам удалось с ними договориться.
* * *
Не забудьте про пенсионеров по старости
- Это вас беспокоит Людмила Николаевна - ветеран труда. Будьте добры, скажите, а вот ветераны труда как будут ездить на транспорте?
- А вы как считаете, как это должно быть организовано? Выскажите свое мнение.
- Мое мнение такое: бесплатный проезд надо нам оставить, ведь что такое для нас эти 200 рублей? Я из них 170 отдам за телефон, а как ездить на оставшиеся тридцать?
- А где, по-вашему, надо льготы оставить, на каком виде транспорта?
- Я пользуюсь трамваями, но больше всего автобусами.
- Коммерческими?
- Да, к нам на Сафонова ходят только коммерческие автобусы. А бесплатный проезд нам надо оставить. Мое мнение, думаю, все ветераны труда поддержат, но это только вы сможете решить. А вот как будут ездить пенсионеры по старости, которые не ветераны?
- Вы знаете, что там есть определенная градация по возрасту - с 65 лет, с 70 до 80, до 90 лет и до 100. А вы как считаете, с какого возраста пенсионерам нужна льгота на бесплатный проезд в транспорте?
- Да всем пенсионерам надо… Или хотя бы с 60-65 лет, в этом возрасте редко кто работает, у нас совсем маленькие доходы…
* * *
Таблички про льготы - в каждый автобус
- Владимир Викторович, здравствуйте! Вас беспокоит Юрий Викторович Зеленский, если вы помните, я со Спортивной, 4. Вы мне вручали путевку на курорт.
- Конечно, помню вас.
- Я хотел с вами поговорить насчет проезда.
- Слушаю вас.
- Я каждый день вожу внука в школу №9 на маршруте № 31. А в газете была информация, что транспортники подают расчеты о том, что автобусы не заполнены полностью. Это все ложь! Ни в один автобус хоть с остановки «Спортивная», хоть с остановки у девятой школы никогда не зайдешь свободно, всегда битком. Так что оплата им идет нормальная, и они этим злоупотребляют. У меня есть знакомый, который поработал шофером на муниципальном автобусе, а потом купил себе личный автобус и сейчас ездит на коммерческом маршруте. Так что зарабатывают водители хорошо…
- А вы на муниципальном или коммерческом автобусе больше ездите?
- Я стараюсь сесть на муниципальный. Потому что если в коммерческий сядешь, то там столько тебе наговорят при выходе, что лучше в них и не лезть.
- Возмущаются водители?
- Конечно.
- Я думаю, что надо во всех автобусах повесить таблички и, наверное, с моей подписью, как главы администрации города, с перечнем имеющихся льгот. Потому что если льготы имеются, то они должны четко предоставляться. Спасибо за звонок. Вы скажите, как вы хоть отдохнули-то?
- Спасибо большое, отдохнул я хорошо!
* * *
Выкупите «Владморпасс»
- У меня такое предложение - надо сделать единый проездной билет: трамвай, троллейбус, автобус, но так, чтобы он для инвалидов 2-й группы не превышал 150 рублей. Это как раз те деньги, которые перевозчики получат живыми деньгами. Теперь хотел бы поговорить насчет «Владморпасса». «Владморпасс», на мой взгляд, надо просто выкупать. Они там устанавливают такую плату за проезд, какую хотят. Это уже как-то ненормально получается…
- Я знаю, что у «Владморпасса» завышенные тарифы на билеты на Русский остров и на другие островные территории города. А ведь город не имеет от «Владморпасса» никаких доходов, но каждый месяц дает ему, грубо говоря, полтора миллиона рублей для того, чтобы они возили наших пассажиров. Фактически мы содержим сотрудников «Владморпасса», получающих зарплату, даем возможность покупать предприятию топливо, ремонтировать флот. Думаю, что тогда это предприятие должно возить определенную категорию пассажиров бесплатно. Я уже выходил на эту коммерческую структуру и говорил: «Передайте нам эти паромы, и тогда мы сами разберемся с ценой на билеты, сделаем расчеты». Но они не хотят…
- Владимир Викторович, я вам скажу откровенно, во «Владморпассе» существует такая система - билет стоит 40 рублей, а мне, как жителю острова Русского, что больше выгодно - пойти в кассу или дать тамошнему матросу 20 рублей и спокойно уехать? А потом они вам приносят свои расчеты по проданным в кассе билетам…
- Так получается, что «Владморпасс» фактически скрывает свои доходы, не учитывает полностью пассажиров? И это их постоянная практика?!
- А как же, Владимир Викторович, я бы просто так вам не говорил! Особенно если учесть, что перевезти машину на остров Русский стоит 400 рублей. Так что выкупите вы эту фирму, наведите порядок.
- Я бы с удовольствием пошел по этому пути, но они не хотят передавать или продавать, хотя утверждают, что фирма убыточная…
- Заставьте их подчиняться, Владимир Викторович, ведь они находятся на городской территории и обязаны выполнять распоряжение мэра.
- Хорошо, мы подумаем, как это сделать, спасибо за звонок.
* * *
Субсидии ни на что не хватает
- Добрый вечер, Владимир Викторович, это вам звонит Наталья Петровна. Я инвалид 3-й группы, получаю зарплату две тысячи, и 700 рублей у меня пенсия. Я все это вместе складываю, и у меня не получается даже за квартиру заплатить, не то чтобы на транспорте ездить.
- А почему вы субсидию не оформляете?
- Вот сейчас хочу пойти, может, какой перерасчет за отопление сделают.
- Обязательно сходите. Мы специально открыли дополнительные пункты по оформлению субсидий. Это федеральные деньги, и мы должны привлекать их для вашей же пользы. Я знаю, как раньше унижали людей в этих очередях, как они стояли там и уже не рады были этим субсидиям, а сейчас мы упростили эту систему, и вы не должны отказываться от этих средств, чтобы вам легче было оплачивать коммунальные платежи.
* * *
Лучше ездить за половину стоимости
- Алло, это «Прямая линия» насчет проезда?
- Да.
- Я вам хотела вот что сказать: водители возмущаются, что в автобусах больше половины - пенсионеры, но если с 1 февраля все будут платить, то они в два раза должны будут денег больше собирать? Зачем тогда повышать плату за проезд?
- Я с вами согласен, но не совсем. Потому что не в два раза больше, а ровно на 20 процентов больше. И потом не просто же так в Хабаровске проезд повысили до девяти рублей, а в Москве до 11 рублей. Я, конечно, буду стоять до конца, чтобы естественный рост цен на проезд был максимально доступным для обычных людей - жителей Владивостока, но я не могу отметать аргументы транспортников. Ведь, действительно, только цены на топливо возросли за эти пять лет уже в три раза. И, чтобы принять правильное решение, я сегодня хотел бы послушать ваше мнение. Как вы считаете, стоит нам все-таки попытаться какой-то категории жителей Владивостока предоставить льготы по проезду в общественном транспорте?
- Я в основном на автобусах езжу, потому и звоню. Я инвалид 3-й группы, а компенсация 300 рублей. И хоть бы какой-то проездной сделали. У меня ребенок каждый день ездит в две школы…
- И сколько лет ребенку?
- Двенадцать, а платит за каждую поездку, как все, - по пять рублей. Дорого выходит.
- А если бы мы сделали скидку для детей, скажем, на 50 процентов, вы как отнесетесь к этому?
- Конечно, было бы лучше, чем полностью платить.
- Я ваше мнение понял, спасибо вам за звонок.
* * *
Пусть и проезд будет бесплатным, и компенсация
- Можно Владимира Викторовича?
- Да, я слушаю вас.
- Хочу сказать спасибо администрации города за то, что отсрочили время отмены льгот по проезду на общественном транспорте до 1 февраля. Хочу сказать спасибо и средствам массовой информации, что об этом сообщили, и шоферам. Но, имея пенсию ниже прожиточного минимума, а я ветеран труда, смогу из денег, заменяющих льготы на проезд, заплатить только за телефон и радио.
- А какая, по вашему мнению, должна быть справедливая плата за проезд в общественном транспорте, если учесть, что цены растут и на топливо, и на запчасти для автобусов?
- Ой, не знаю. Когда за февраль придется платить за квартиру, то уже от пенсии ничего не останется. Но я хочу сказать о детях. Я сама - дитя войны, родилась в 37-м году, но когда вижу, что ребенок-школьник хочет сесть в автобус, а его шофер не пускает, так обидно становится.
- И все-таки, что, по-вашему, надо оставить - прежние льготы или деньги на компенсацию?
- Оставьте, пожалуйста, льготы. Но, понимаете, если вместо денег будет только проезд, то как же тогда за телефон заплатить?
- Спасибо за ваш звонок, я учту ваше мнение.
* * *
Отлучить водителей от денег
- Я говорю с Владимиром Викторовичем? На мой взгляд, чтобы улучшить работу транспорта, надо отлучить водителя от живых денег. Надо использовать старый опыт, который был в Советском Союзе, но поставить его на новую современную основу.
- Согласен с вами, но, как вы считаете, зачем нам надо считать деньги бизнесменов?
- Для того, чтобы был прозрачен бюджет компании, чтобы они платили правильные налоги, правильно платили зарплату своим работникам. Обратите внимание, они привозят новые автобусы из Кореи и курочат их - снимают терминалы электронные и кассы, которые там стоят. Поэтому у меня такое к вам деловое предложение - соберите двух-трех своих специалистов из мэрии, двух-трех представителей от местных перевозчиков, одного представителя ГАИ и поезжайте на два-три дня к ним туда, в Корею, хотя бы в Пусан. Не катайтесь там на джипах, как делал Копылов, а покатайтесь денек хотя бы на городских автобусах со всей делегацией.
- Может, я сначала начну кататься по Владивостоку в городских автобусах? Собираюсь в пятницу или в четверг, когда у меня время будет, на нашем транспорте поездить и послушать людей. Мне чиновники докладывают одну обстановку, а я хочу поездить и послушать людей, как на самом деле все происходит.
- Ваши поездки в городских автобусах Владивостока будут гораздо полезнее, если вы посмотрите, как устроена работа общественного транспорта в четырехмиллионном городе Пусане.
- И все-таки я сначала хочу послушать наших пассажиров, проанализировать ситуацию, принять решение, а потом уже думать, как эту работу улучшать, о чем вы совершенно правильно говорите. Надо, чтобы в каждом автобусе кондуктор был…
* * *
Те, кто работает, пусть платят
- Я часто езжу в автобусах и никогда не видела, чтобы хоть кто-нибудь когда-нибудь дал билет в обмен на эти пять рублей. То есть они спокойно все эти деньги складывают себе в карман, налогов с них никаких не платят, никто не знает их реальной выручки. Это надо проконтролировать…
- Хорошо, а какая у нас должна быть плата за проезд? Хочу сказать, что транспортники просят у меня и обосновывают цену в 10 рублей. Причем с учетом того, что они будут обновлять автобусный парк, потому что я требую с них качественных автобусов с большей вместимостью…
- Ой, ну возят они на этих и пусть…
- Это не автобусы, понимаете. В основном это какие-то военные эшелоны. Скажите, а у вас есть какие-то льготы?
- Я - ветеран труда, 2300 пенсия за 40 лет работы, и сейчас вот еще добавят 200 рублей.
- И вы считаете, что надо льготы ветеранам труда оставить?
- Ну, естественно.
- А как вы считаете, для работников судов, прокуратур, судебных приставов надо льготы оставить?
- Нет, они пусть платят, ведь они не две тысячи в месяц получают.
- А как насчет участковых, их у нас в городе 600 человек?
- Вот участковым льготы надо оставить, потому что они действительно ездят по делу…
- Спасибо вам за советы, мы учтем ваши предложения.
* * *
Садоводам нужен бесплатный проезд
- Я хотела бы к вам обратиться по такому вопросу. Я - ветеран труда и труженик тыла, получала льготы, а теперь их с нас все поснимали. А я как буду ездить на дачу без льгот…
- Для оплаты проезда на дачу садоводам у нас предусмотрено в городском бюджете выделить 15 миллионов рублей, чтобы с весны они могли ездить бесплатно. Дополнительно к этому у нас предусмотрена бесплатная выдача посадочного материала…
- Помню, в прошлом году картошку раздавали…
- В этом году ее в два раза больше будут раздавать, причем и сорт будет лучше. А по проезду в городском транспорте у вас какое мнение есть?
- Мне-то лучше ездить на электричке, а не на автобусе. А в городе я пешком хожу - с Карбышева до Моргородка. За 20-25 минут добираюсь.
- Но вы же льготник, почему на автобусе не ездите?
- А 17-й первый идет только в семь часов, а я на первую электричку хожу на 6.29.
- И здоровье позволяет?
- Ну, в 76 лет пока не жалуюсь…
* * *
Нужен скоростной трамвай
- Звонит Козлов Юрий Михайлович. Скажите, будете ли вы развивать в городе трамвай, чтобы он лучше работал?
- А в каких местах надо развивать трамвайный проезд, как вы считаете?
- Думаю так, что со Светланской трамвай можно и убрать, но вот по маршруту Сахалинская - Баляева и дальше до 3-й Рабочей обязательно развивать дальше, чтобы работал лучше. А еще лучше построить монорельсовый скоростной трамвай. Например, в объезд вдоль Амурского залива и по берегу бухты Золотой Рог. Это было бы и быстро, и удобно, и машинам в городе не мешало бы двигаться.
- Спасибо вам за предложение. Мы над этим тоже подумаем. Резон в ваших словах есть.
- И еще хочу вас просить о том, чтобы вы всем пожилым людям Владивостока установили бесплатный проезд, вне зависимости от того, ветераны они или труженики тыла. Видит водитель, что садится пожилой человек, которому трудно передвигаться, пусть даст возможность ему проехать бесплатно. Это было бы и по-божески, и по-людски.
- С какого возраста вы предлагаете установить бесплатный проезд для пенсионеров?
- С 65 лет, не раньше. До этого времени еще многие работают, а вот после - уже мало, и приработка у них никакого нет. Тяжело так жить.
- Спасибо вам за звонок, я обязательно учту ваше предложение.
* * *
Проезд должен строить семь или восемь рублей
- Я хотела бы сказать насчет билетов для школьников. Мы живем на Океанской, и шесть раз в неделю моя дочь ездит в школу и обратно, платит по пять рублей, выходит триста рублей в месяц. А если проезд в два раза увеличат, то будет 600 рублей.
- Я согласен с вами, но перевозчики просят меня назначить сумму за проезд в 10 рублей, а вы как считаете, какая цена была бы приемлемой?
- Я считаю, что семь рублей за билет цена была бы приемлемой или восемь, но не десять…
- А если мы установим для школьников льготный проезд, такой, чтобы они платили только 50 процентов?
- Это будет очень хорошо, конечно, ведь дети ничего не зарабатывают.
* * *
Какие льготы останутся?
- Меня зовут Антонина Иосифовна, я труженик тыла. Скажите, пожалуйста, какими льготами я буду пользоваться?
- В транспорте?
- В транспорте, и я получала льготу в 50 процентов по плате за лекарства…
- А вы можете мне сказать, как правильно было бы сделать?
- Мне в собесе сказали, что я буду пользоваться льготой по коммунальным услугам.
- По коммунальным услугам от платы мы вас освободили, 50 процентов компенсирует вам федеральная власть, а остальные 50 процентов компенсирует городская власть, решение мной об этом принято, утверждено депутатами.
- Так я ничего за квартиру платить не буду?
- Вы не будете платить за содержание жилья, уборку, то есть за те услуги, которые предоставляются городом.
- А за проезд платить буду полностью?
- А это, Антонина Иосифовна, мы как раз и просчитываем. В понедельник буду готов выйти к горожанам и сказать свое решение, какие льготы мы сможем оставить, где и кому, а какие нет. Все, что я смогу для вас сделать, сделаю обязательно…
Автор: Ольга АКСАКОВА, Юрий МАЛЬЦЕВ (фото), «Владивосток»