Средства внебюджетных фондов на особом счету

Государственная финансовая река течет по руслу, проложенному законом. А значит, любые отступления от него не просто недопустимы, а наказуемы: каждый рубль как бы помечен определенной законодательством статьей расходов. Тем более когда бюджет прозрачно тощ и своевременностью федеральных посылов не балует - каждый рубль на счету. Но об этом почему-то забывают официальные и неофициальные оппоненты действий краевой администрации. Не вникая в существо финансовых правил, ее обвиняют в нецелевом использовании средств, переброске в различные фонды денег, предназначенных для выдачи заработной платы бюджетной сфере. Пик домыслов направлен на краевой внебюджетный фонд, в котором-де “крутятся” неучтенные сказочные ресурсы.

4 июль 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №169 от 4 июль 1997

Государственная финансовая река течет по руслу, проложенному законом. А значит, любые отступления от него не просто недопустимы, а наказуемы: каждый рубль как бы помечен определенной законодательством статьей расходов. Тем более когда бюджет прозрачно тощ и своевременностью федеральных посылов не балует - каждый рубль на счету. Но об этом почему-то забывают официальные и неофициальные оппоненты действий краевой администрации. Не вникая в существо финансовых правил, ее обвиняют в нецелевом использовании средств, переброске в различные фонды денег, предназначенных для выдачи заработной платы бюджетной сфере. Пик домыслов направлен на краевой внебюджетный фонд, в котором-де “крутятся” неучтенные сказочные ресурсы.

Мы попросили прокомментировать ситуацию заместителя начальника финансового управления краевой администрации Валентину РЫБАКОВУ.

- В крае действует несколько фондов, являющихся самостоятельными финансово-кредитными образованиями. Три из них федерального подчинения - отделение Пенсионного фонда РФ, Фонд социального страхования РФ, государственный Фонд занятости населения РФ. Четвертое самостоятельное финансово-кредитное учреждение - Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, подотчетный думе и администрации Приморского края. Непосредственно им подчиняется и краевой внебюджетный фонд, образованный постановлением нашей думы 12 июля 1995 года.

Самый крупный из фондов федерального подчинения - Пенсионный, чьи средства направляются на целевое финансирование государственных пенсий. Платежи сюда устанавливаются на основе федеральных законов, которые предписывают отчислять их в обязательном порядке одновременно с начислением заработной платы. И если бюджетные учреждения, которые финансируются из местных бюджетов - районных, городских, вовремя не делают таких отчислений, начисляется пеня, штрафы независимо от того, выплачена зарплата или нет. Получается как бы двойная плата. И любая невыплата в этот фонд грозит задержкой пенсий неработающему населению. (К счастью, Приморье - один из немногих регионов страны, где пенсии благодаря нашей законопослушности выплачиваются практически день в день.)

По таким же непререкаемо строгим правилам идут отчисления и в другие названные фонды федерального подчинения. Только после этого идет плата налоговых платежей в краевой бюджет.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края создан, как и в других регионах, в соответствии с законом о медицинском страховании граждан в РФ. И здесь размер страхового взноса, порядок и условия уплаты определяются федеральными законами.

И наконец, краевой внебюджетный фонд - источник финансирования мероприятий по решению экономических и социальных проблем Приморья, не предусмотренных статьями бюджетного финансирования. Его формируют доходы, полученные от размещения займов, выпуска облигаций и лотерей, приобретения акций. Его создают также добровольные взносы и пожертвования граждан, предприятий и пополняют штрафы за невыполнение решений администрации и думы Приморского края. Например, за загрязнение окружающей среды и другие нарушения природоохранного законодательства, за получение предприятиями необоснованных доходов в связи с завышением тарифов на продукцию, работы, услуги и т. д.

Перечисление бюджетных средств сюда законом запрещается, и мы его не нарушаем. Годовые объемы доходов и расходов, смета утверждаются думой Приморского края. По предварительным расчетам, доходы в 1997 году должны составить 6 миллиардов 800 миллионов рублей. Но пока за первый квартал получены доходы лишь немногим более 1 миллиарда - резко сократилось поступление денег.

Контроль за расходованием средств краевого внебюджетного фонда на документальном основании осуществляет контрольно-счетная палата думы Приморского края. По отчету за первый квартал нарушений не отмечено.