Владимир Стеклов: Хлеб пекут, чтобы он был съеден…

Типичный бандит внешне. Или благородный разбойник… Или Люцифер, как в недавнем антрепризном спектакле «Место, похожее на рай»… Владимир Стеклов смеется: «Примете сценический образ за реального человека…». Но Люцифера, облаченного в «дьявольский» костюм, заслоняет Актер, сыгравший десятки ролей в разных московских театрах, хорошо знакомый зрителю по кинофильмам «Воры в законе», «Петербургские тайны», «Олигарх», «Пиры Валтасара».

15 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1672 от 15 дек. 2004

Любимые роли - дьявольские

Типичный бандит внешне. Или благородный разбойник… Или Люцифер, как в недавнем антрепризном спектакле «Место, похожее на рай»… Владимир Стеклов смеется: «Примете сценический образ за реального человека…». Но Люцифера, облаченного в «дьявольский» костюм, заслоняет Актер, сыгравший десятки ролей в разных московских театрах, хорошо знакомый зрителю по кинофильмам «Воры в законе», «Петербургские тайны», «Олигарх», «Пиры Валтасара». Он добился официального (Владимир Стеклов - народный артист РФ) и неофициального (зал театра им. Горького рукоплескал Стеклову после того, как на церемонии закрытия кинофестиваля «Меридианы Тихого» артист прочел замечательную импровизацию о птице) признания. Между тем звездности в манере общаться нет и в помине. Вежлив до застенчивости, спешит к импровизированной кухне, которая раскинулась здесь же, в гримерке: «Может быть, кофе?». А сам сосредоточенно обдумывает ответ на уже заданный вопрос.

- Кстати, а почему снова Люцифер? Ведь вы играли дьявольскую роль: черта Азазелло в ленте «Мастер и Маргарита». Что за чертовщина?

- Действительно, чертовщина. Съемки давно закончились, картину собрали и отпечатали, а фильма так до сих пор толком никто не видел. Я сам видел лишь какие-то рабочие фрагменты, то есть по сути дела фильма просто нет. Говорят, что этот роман вообще обладает некоей мистической силой. Наверное, это так...… Владимир Наумов, лично знавший Елену Сергеевну Булгакову, рассказывал мне историю, связанную со съемками «Мастера и Маргариты». Фильм по роману хотели снимать разные режиссеры, в том числе Алов и Наумов. Но разрешили не им. К тому времени Елена Сергеевна уже умерла. Но о том, что фильм снимать никто не будет, предупредила Наумова лично. То ли во сне, то ли...

Вообще персонаж этот - Дьявол - едва ли не самый интересный. Сложный. Иногда меня опасливо спрашивают: «Ты ведь в жизни другой?». Но в том-то и задача, чтобы негодяя сделать очаровательным...

А в нашем сегодняшнем спектакле Люцифер - это всего лишь один из персонажей так называемой творческой лаборатории. В ней проводят эксперименты. Вернее, один великий эксперимент, в котором задействованы Адам и Ева. Первый опыт человека - добро или зло? Святое или грешное? Что возьмет верх... В любом случае не следует серьезно воспринимать происходящее на сцене и уж тем более искать в нем библейский подтекст. Это комедия.

- Владимир Александрович, вы играете одновременно едва ли не в пяти столичных театрах, плюс кино и антреприза (только за последние три года во Владивостоке вы побывали трижды). Плюс участие в телепроектах и рекламе… Плюс напряженный семейный ритм - маленькая дочь, внуки. Зачем столько суеты?

- Думаю, что я не исключение. По такому графику живут многие мои коллеги. Татьяна Васильева и Владимир Долинский, с которыми мы приехали в этот раз во Владивосток, по не менее сложному графику живут. И этому можно только радоваться. Да, мы просидели несколько часов в аэропорту в Хабаровске, потом ехали в Находку, играли спектакль, теперь вот во Владивостоке...… Но это означает лишь одно - ты нужен и востребован. Рынок, который сегодня формируется в России, - понятие всеобъемлющее. И театр - не исключение. Это довольно жесткие отношения человека  и обстоятельств: существуют спрос и предложение, они диктуют свои законы. Это не значит, что все на потребу, все на продажу, но вместе с тем любой вид человеческой деятельности, в том числе и творчество, существует для кого-то. Хлеб пекут для того, чтобы он был съеден. Также актер не может играть только для себя...

- То есть вас горячо обсуждаемая театральная реформа не пугает?

- Что обещают, пока не понятно... В любом случае театр должен быть посещаем. Представьте себе, в Москве более 200 театров. Среди них есть прославленные, в которых даже на премьерах заполнено треть зала. Это разве не погибшие театры... Несчастные актеры получают там копейки, но руководители этих театров говорят о высоком. Так нельзя!

- Вы приезжали во Владивосток в составе труппы театра «Школа современной пьесы» Гришковца. Пьеса на двоих была мастерски разыграна в Театре молодежи, но часть зрителей откровенно скучала. Виной тому камерная форма спектакля… Исходя из ваших слов, камерным постановкам больше не будет места?

- Нет, не так. Существует ведь в театрах малая сцена, но только малые формы, рассчитанные на подготовленную, высокоинтеллектуальную публику, не могут удовлетворить вкусы другой части публики.

- В Москву вы приехали из провинции и вместе с тем играли у Марка Захарова роль Тевье-молочника в «Поминальной молитве» в очередь с Евгением Леоновым. Не было комплекса провинциала?

- Знаете, я чувствую себя самодостаточным человеком. Никаких рефлексий по этому поводу не было. Наоборот...… Мы с Евгением Павловичем абсолютно разные актеры. Он - это он, а я - это я. Самое ценное в актере, на мой взгляд, индивидуальность, которая как раз не подлежит оценке или сравнению. Мы решали роль разными методами и шли к ней разными путями. Признаюсь вам, что любой актер, знающий себе цену, не испытывает комплекса неполноценности.

- А когда появляется вот это ощущение самодостаточности? Ведь вам приходилось слушать упреки по поводу ролей, полученных у Марка Захарова якобы потому, что вы женаты на его дочери Александре?

- Я не знаю, когда я ощутил себя самодостаточным. Трудно сказать, в 30 или 40 лет приходит это чувство. Наверное, на протяжении всей жизни. Это чувство дают сыгранные роли, какой-то человеческий опыт...… У Захарова в Ленкоме я действительно сыграл замечательные роли: Ромула Великого и Тевье-молочника. Знаковые роли. Но и в других театрах - Сатириконе, «Школе современной пьесы» я тоже играл не менее значимые роли. А Марк Анатольевич вряд ли изменил ко мне отношение в связи с изменением нашей с Сашей семейной жизни. Во всяком случае, я притеснений не испытывал и дорогу свободного художника предпочел не из-за развода. А потому, что, работая в разных театрах, я больше смогу успеть...

- Почему вы отказались играть  в фильме Грымова «Казус Кукоцкого», к съемкам которого приступил недавно режиссер?

- Все из-за сроков производства. Сроки сдвинулись. И из-за этого я не смог сниматься, поскольку это совпало с работой в «Грехах отцов». Я Юрию объяснил, что не смогу. Но сценарий мне понравился: мы уже работали с Грымовым в картине «Му-му», я думаю, получилась бы хорошая вещь. Тем более тема мне показалась близкой, в жизни знал подобные ситуации. Если вы помните, в романе берется очень большой срез времени. Я вообще люблю эпические полотна. Но что говорить о работе, которая не состоялась?

- Судя по сегодняшнему спектаклю, вы азартный игрок в театре, но известность, как водится, приносит все-таки кино. Те же «Петербургские тайны», что бы ни говорили о невысоком качестве сериалов, смотрело огромное число зрителей. Если бы предложили работать над кино и театральной ролью в одно и то же время, что бы вы предпочли?

- Сегодня много говорят о том, что кино возрождается. Я не могу быть угадчиком или аналитиком. Но кино действительно смотрит огромная аудитория. Театр камернее в принципе. Но не это главное для меня. Понимаете, для меня театр - это возможность длительной работы над ролью. Это накопление. Впрочем, я за любую работу берусь с удовольствием. Ведь профессиональный успех складывается из множества факторов. Это, если хотите, победа в многоборье. И это возможность сказать себе самому: ты можешь.

- Видимо, именно эти слова вы говорили себе в период подготовки к съемкам в фильме Юрия Кары «Тавро Кассандры», которые проходили в Звездном городке?

- Юрий Кара позвал меня, потому что нужны были хорошие физические данные. И я согласился. Но не думал, что все зайдет так далеко, что мне придется пройти полный курс космической подготовки. Все было очень серьезно, и не потому, что нельзя было что-то в фильме сделать с помощью компьютерных технологий. Мы хотели оказаться впереди планеты всей. Я хорошо помню, когда каждый запуск космического корабля был не просто событием, а событием планетарного масштаба. А возвращение космонавтов на Землю было праздником для всех советских людей. Народ встречал их с цветами, воздушными шарами. Но потом это все рухнуло...… Мы хотели поставить фильм, чтобы привлечь в какой-то степени внимание к отечественной космонавтике. Тем более что уже тогда ходили слухи о затоплении космической станции «Мир», единственного такого масштаба проекта. Тогда он еще целиком и полностью принадлежал России.

Мне пришлось по сути дела обрести новую профессию. Все знания, перегрузки и все, что было связано с полным курсом космической подготовки, дало ощущение мужского призвания. А это ведь и на внутреннюю сущность влияет. Сущности, по-моему, вообще мимо не проходят. Они поселяются внутри, формируют другого человека. Работа над некоторыми ролями - Сталина, Шарикова - позволила мне сформировать целую теорию сущностей. 

- Ну а в вашей семейной жизни, где есть маленькая дочь Глаша, взрослая дочь от первого брака Агриппина, с которой вы играете сегодня в одном из спектаклей - «Жак и его господин», жена, другие домочадцы, кто вы?

- Заботливый и рачительный хозяин, который любит, чтобы дома было уютно, а холодильник смог «накормить» даже незваных гостей.

ДОСЬЕ "В"

Владимир Стеклов. Родился в Караганде. Окончил Астраханское театральное училище в 1970-м. После этого работал в театрах Кинешмы и Камчатки, Московском драматическом театре им. К. Станиславского, театре им. Ленинского комсомола. Прошел подготовку к полету на станцию «Мир» в процессе подготовки к съемкам фильма «Тавро Кассандры». Народный артист РФ. 

Автор: Ольга ЗОТОВА (фото автора), «Владивосток»