Праздник - в предвкушении праздника

Праздничный бизнес - пока довольно новое явление на небосклоне действительности. Тем не менее резко набирающее популярность. В самом деле, еще недавно пригласить тамаду на свадьбу считалось чуть ли не дурным тоном и полным признанием собственной «творческой импотенции» - неужели сами не можем себя повеселить? Но вот пришло осознание: каждый должен заниматься своим делом. И устроить веселый праздник для большой или маленькой такой компании - искусство, где тоже нужны профессионалы. Те самые, которые, в муках и раздражении морща лоб, днями и ночами пишут сценарии и шутки, над которыми потом потешается масса народа...

10 дек. 2004 Электронная версия газеты "Владивосток" №1671 от 10 дек. 2004

Ну вот, уж и гости собираются. Cалаты нарезаны. Водка закуплена. Выпьем, закусим - а дальше что? Лицом в салат? Надоело…

Праздничный бизнес - пока довольно новое явление на небосклоне действительности. Тем не менее резко набирающее популярность. В самом деле, еще недавно пригласить тамаду на свадьбу считалось чуть ли не дурным тоном и полным признанием собственной «творческой импотенции» - неужели сами не можем себя повеселить? Но вот пришло осознание: каждый должен заниматься своим делом. И устроить веселый праздник для большой или маленькой такой компании - искусство, где тоже нужны профессионалы. Те самые, которые, в муках и раздражении морща лоб, днями и ночами пишут сценарии и шутки, над которыми потом потешается масса народа...

Как же развивается нынче этот веселый бизнес? Каковы его законы? И еще: мы видим и оцениваем ведущего, но и ведущий оценивает нас, компанию, с которой работает.

Так какие мы, та самая веселящаяся публика, в глазах опытного ведущего?

На эти вопросы отвечает Виталий СИЗОНЕНКО, по профессии актер, тренер команд КВН и незаменимый режиссер и ведущий десятков праздников и шоу.

ФИЛОСОФИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ВЕЧЕРИНКИ

- Давно ли мы радовались своим доморощенным капустникам... Потом караоке. И вот пришли новые времена, когда нам понадобилось не только праздничное застолье, но и профессиональный организатор веселья?

- Это очевидно! Все в соответствии с древней мудростью: хлеба наелись, теперь людям захотелось зрелищ. Причем настоящих, профессиональных. И мы, занятые в праздничном бизнесе, чувствуем это определенно. Не зря такого рода агентства растут как грибы после дождя.

- Судя по всему, у корпоративных праздников - своя мода и свои законы?

- Скорее все зависит от желаний заказчика. Сейчас ведь можно для вечеринки любую шоу-звезду пригласить или целую театральную труппу. В праздничном агентстве вам предложат и другие варианты концертных номеров: хотите цыган? Нате! Лучше девушки-толстушки, фокусы, цирковые номера, факир? Кушайте! Или нужен массовик-затейник с набором веселеньких конкурсов? Легко! В агентствах целые досье таких предложений, договоры с артистами. На каждого - своя цена, как в магазине. Это нормально, и это, наверное, наиболее простой путь развития праздничного бизнеса.

Но есть и другие варианты, когда индивидуально для предприятия разрабатывают сценарий… Вот такие вещи в городе мало кто делает.

Кстати, многие руководители поняли, что отдых не менее важен, чем работа. Вот пример. Железная дорога, люди годами сидят на одних и тех же местах, где работа порой - сплошная рутина, далекая от романтики. И появляются печальные мысли, что жизнь твоя пройдет в окошке кассира, и все беспросветно… Тогда руководство решает: коллектив надо встряхнуть. Проведем большое многоярусное шоу: конкурс для билетных кассиров, для проводников, для машинистов и специалистов дистанции пути. Здесь и профессиональное соревнование, и праздник. И вот они готовят сценарий, шьют костюмы, ждут… Одни участвуют, другие болеют. И оказывается, Борис Сидорович-то такими талантами обладает, а у Марьи Ивановны стать какая! А так бы и просидела за шторкой всю жизнь. Более того, никакой самый звездный артист не порадует так публику, как свой родной Миша Пупкин, который споет хоть и несколько фальшиво, зато вдохновенно.

Корпоративные праздники сплачивают, люди чувствуют себя значимыми. Это мудрый тактический ход в корпоративных интересах! И нередко отличная реклама.

- А в чем реклама?

- В том, что в празднике участвуют родственники, гости, и молва об атмосфере на предприятии расходится кругами. Или другая сторона. Милиция на свое трехсотлетие принимала участие в финалах местных КВН, нашлись в этой службе люди, которые поняли: смеяться над собой - признак силы, а не слабости. Учредили призы, которыми оказались путевки в Магадан, в КПЗ на 15 суток. А в номинации за лучшую шутку о милиции ОМОНовцы заламывали победителю руки и уводили со сцены.

Кстати, тогда же они выпустили футболки, одну из которых я с удовольствием ношу, с надписью на спине: «Извините, если что… Милиция Приморья». Или «У нас тоже семьи. Милиция Приморья».

А вот еще нестандартный подход: одна из церквей обратилась ко мне с просьбой подготовить команду КВН. Почему бы и нет?

У КОГО В КАРМАНЕ ТЕЩА?

- А что главное в корпоративном или любом другом празднике?

- Конечно, подготовка. Потому что есть истина: настоящий праздник - не столько сам праздник, сколько его предчувствие. Преамбула, праздничная суета. Этим и надо воспользоваться.

Вот ко мне приходит заказчик: «Сделайте нам смешно!». Сделаем. Но весело будет, если в празднике и его подготовке участвует как можно больше людей. Раздаются задания и роли, отделы сепаратно готовят номера и сюрпризы. Подарки - необязательно материальные, может, серенаду под окном споем. И чем активнее подготовка, тем более склонны люди веселиться.

- А есть беспроигрышные идеи для вечеринки?

- Их много… Конечно, всегда лучше начинать с конкурсов разговорного жанра, пока народ питается. Кто сочинит лучшую рифму? Кто лучший семьянин и у кого в кармане портрет жены-мужа? Тещи? Кота? Люди достают фотографии… И очень ценят внимание. А кто помнит номер машины нашего начальника? А, у него три? Кто помнит все три! Вообще главное - не сам конкурс, а как ведущий обшутит даже знакомую уже идею. Можно выдать мешки и предложить: «Ну, бегите!». Получится плоско и скучно. А можно из этого сделать настоящее шоу. При этом не быть навязчивым: «А давайте-ка все выйдем! Ну-ка идите все сюда. А иначе меня же уволят…».

Есть ошибочная уверенность: вот откроешь Интернет, перепишешь конкурсы и быстренько проведешь. Видел я такие варианты, ходит девочка с бумажкой и предлагает: а теперь давайте сделаем вот это… Опытный ведущий знает: праздник - это еще и твой спектакль. Или тебя полюбят, или скажут: пусть он там себе трындит, а мы лучше выпьем!

СОЦИОЛОГИЯ КОМПАНИИ

- Виталий, вы на своем веку много компаний повидали. Какие мы в веселье?

- Опять же приходит заказчик и начинает издалека: знаете ли, мы банк, мы солидная публика, у нас генеральный директор, нам бы повеселиться, но не надо всяких там сомнительных шуточек… «Ну, конечно, - соглашаюсь, - вы не такие, как все! И мы будем во фраке, какая ж телогрейка, ну что вы?». Но растет градус принятого горячительного - и любая публика всласть пляшет, скачет, участвует в конкурсах, наряжается. Потому что цель праздника - удовольствие, а его нельзя получить застегнутым на все пуговицы. Причем особенное веселье начинается, когда уезжает генеральный… Вероятно, он и сам не прочь повеселиться, да не может, у него роль.

Изредка попадаются очень тяжелые компании: строго смотрят друг за другом, чтоб никто не вел себя вызывающе, оглядываются на начальника, если тот засмеялся, значит, и всем можно. Скривился - все вслед за ним. Ну что ж, ищешь ходы… И если заставишь засмеяться бухгалтерию и администрацию - победа.

- И все же, неужели нельзя провести праздник без профессионального ведущего, как в старые добрые времена?

- Можно, конечно, если помучиться. В конце концов не боги горшки обжигают. Стоит использовать принцип подготовки КВН: садится инициативная группа и предлагает идеи, потом из массы чепухи что-то да выбирает. Можно простенькие шутки обставить. «А сейчас главный бухгалтер сядет на шпагат!». Барабанная дробь, всеобщее волнение! Главный бухгалтер выходит и садится… на кусок перевязочного шпагата. Бурные аплодисменты. Или старый добрый конкурс: отгадайте, чья женская ножка, когда их сразу много. Или тоже испытанный и беспроигрышный: делитесь на две команды, каждой выдается по пластиковой бутылке, которую надо передавать из коленок в коленки. Конкурс можно расцветить заячьими ушками, и участники должны прыгать друг к другу. И много таких вещей, розыгрышей, когда необязательно обладать особыми умениями - можно сделать просто хохму...

Автор: Марина ИВЛЕВА (фото автора), «Владивосток»